Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
Николай Махутов Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности и правоохранительной деятельности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Юрий Писарев Заместитель директора ИПСС РУТ (МИИТ), д.т.н., профессор Ольга Денисова Заместитель директора Московского технологического колледжа, к.п.н. Александр Чирков Помощник директора ИПСС РУТ (МИИТ) Андрей Рипецкий Ответственный секретарь рабочей группы "Риск-ориентированное информационное моделирование" при комиссии РАН по техногенной безопасности, заместитель заведующего кафедрой НИТУ МАИ, к.т.н., доцент Т ИМ для объектов транспортной инфра- структуры обеспечивает создание, сбор, накопление, обработку, контроль, хранение, представление и распространение информа- ции в виде цифровых информационных моде- лей (ЦИМ) и электронных документов. Иногда считают, что ТИМ – это лишь красивая 3D-кар- тинка, а основное предназначение модели – презентовать ОТИ заказчику, чтобы он мог увидеть, как будет выглядеть объект. Отсюда появилось понятие "псевдоТИМ", когда про- ектировщик перерисовывает чертежи в ком- пьютерную картинку, не наполняя модель дан- ными. ТИМ используется на различных стадиях жиз- ненного цикла объектов транспортной инфра- структуры, когда вся информация о нем рас- сматривается как единый комплекс, как ЦИМ. Очевидно, что ОТИ неизмеримо сложнее, чем жилые дома, на которые и была сориентирова- на разработка BIM-технологии. Особенно это ощущается в условиях повышенного уровня рисков, когда ОТИ как объект стратегической или критической инфраструктуры становится целью военных или террористических деструк- тивных воздействий. Потому к этому классу объектов должно применяться риск-ориентиро- ванное информационное моделирование (РО ТИМ). Далее рассмотрим его использование на стадиях жизненного цикла объектов транспорт- ной инфраструктуры. ро тим на стадии предпроектной подготовки оти Стадия предпроектной подготовки – обоснова- ние экономической целесообразности проекта ОТИ. Обычно при подготовке проекта ОТИ определяются его экономические, технические характеристики, целесообразность реализации. С помощью ЦИМ объекта транспортной инфра- структуры и информационных систем, основан- ных на нейронных сетях и машинном обучении, возможно получать информацию по располо- жению ОТИ в границах застройки земельного участка и влиянию различных факторов на его свойства. С целью повышения эффективности примене- ния РО ТИМ на данной стадии необходимо разработать типовые решения, стратегии и регламентирующие документы, базирую- щиеся на лучших практиках ТИМ. С формиро- ванием ЦИМ появляется возможность автома- тизировать расчеты, подключения к инженер- ным сетям (водоснабжение, канализация, электроснабжение, связь), подготовить техни- ческое задание для проведения изысканий. Лучшие практики ТИМ показывают, что приме- нение РО ТИМ обеспечивает следующие пре- имущества: l концепт-модель будущего объекта транспорт- ной инфраструктуры c возможностью транс- формации на следующую стадию без потери данных; l многовариантное проектирование; l автоматизированное получение ТЭО; l оптимальное размещение ОТИ в условиях существующей застройки; l возможность оценки стоимости объекта транспортной инфраструктуры на ранних ста- диях строительства; l оперативное изменение и воплощение кон- цепции проекта планировки и объемно-пла- нировочного решения ОТИ в 3D-модели, что сокращает трудозатраты на обновление цено- вой информации до 30%; l удобная визуальная оценка предлагаемых про- ектных решений, что позволяет сделать проект объекта транспортной инфраструктуры и ценооб- разование на 100%прозрачнее для подрядчиков; l возможность изучения нескольких вариантов и выбор оптимального решения на основе проектных данных и оценочной стоимости строительства, что снижает погрешность инвестиционных расчетов до 20%; l предварительный анализ энергоэффективно- сти, видимости, инсоляции, планировки тер- ритории ОТИ, что позволяет повысить каче- ство документации. ро тим на стадии проектирования оти Стадия проектирования подразумевает получе- ние исходно-разрешительной документации для проведения изысканий, проектирования. При этом на ней часто сталкиваются со следую- щими моментами: l коллизиями проектирования из-за отсутствия общей информации по проекту; апрель – май 2023 www.secuteck.ru Проектирование имонтаж К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 60 https://mosproekt3.ru/wp-content/uploa ds/2021/09/6-16-scaled.jpg Информационное моделирование объектов транспортной инфраструктуры Цифровая трансформация организаций РФ имеет ежегодный рост на 37% и подра- зумевает переход на цифровые бизнес-процессы и данные в электронном виде. Мин- строй России готовится к использованию технологии информационного моделиро- вания (ТИМ) с 2023 г. Однако только 25–30% организаций близки к завершению транс- формации, большинство в начале этого пути. Для объектов транспортной инфраструк- туры (ОТИ) ТИМ включают в себя программно-технические средства, документы, результаты, процессы и участников процесса поддержания на всех этапах их жиз- ненного цикла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw