Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
При наличии цифровой информационной модели возможно осуществлять мониторинг конструкций, инженерных сетей и оборудова- ния ОТИ. ЦИМ позволяет автоматизировать создание технологических карт, графиков обслуживания оборудования, получить цифро- вой двойник объекта транспортной инфра- структуры для учета нагрузки заполняемости и износа. Применение риск-ориентированной ТИМ обеспечивает: l возможность получения и внесения информа- ции по эксплуатируемому ОТИ, что позволяет сократить расходы на обслуживание до 15%; l наглядность, наличие технологических карт оборудования в привязке с ЦИМ, что позво- ляет сократить время технического обслужи- вания до 25%; l построение системы эксплуатации на основе точных цифровых данных об ОТИ, что позво- ляет сократить время простоя оборудования до 50%; l увеличение скорости, повышение качества технического обслуживания, планового, капитального ремонтов за счет сокращения и оптимизации учета оборудования до 10%. С помощью ЦИМ автоматизируется мониторинг состояния объекта транспортной инфраструкту- ры, планирование его технического обслужива- ния по состоянию. ро тим для выполнения мероприятий и проектных решений по защите оти от угроз террористического характера Особняком стоит использование риск-ориен- тированной ТИМ для выполнения мероприя- тий и проектных решений по обеспечению защиты ОТИ от угроз террористического харак- тера и несанкционированного вторжения в соответствии со сводом правил СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитерро- ристической защищенности зданий и сооруже- ний. Общие требования проектирования" и Мероприятиями по обеспечению антитерро- ристической защищенности объектов (терри- торий) постановления Правительства РФ от 19.04.2019 г. № 471 "Об утверждении требо- ваний к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транс- порта РФ, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железно- дорожного транспорта, Федерального агент- ства морского и речного транспорта, Феде- рального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их тер- риториальных органов, а также подведом- ственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (ПП РФ № 471). Использование РО ТИМ на стадии обеспече- ния защиты объектов транспортной инфра- структуры от угроз террористического харак- тера и несанкционированного вторжения включает в себя мероприятия, представленные ниже. 7D – проектные решения инженерно- технической укрепленности ОТИ Это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов ОТИ, его помещений и технических средств, обес- печивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам с целью предотвращения кри- минальных проявлений и противоправных дей- ствий, обеспечения антитеррористической защищенности, в том числе инженерной укреп- ленности специальных помещений для хране- ния и работы со служебной информацией ограниченного доступа. 8D – системы антитеррористической защищенности ОТИ Это размещение на ОТИ инженерно-техниче- ских средств охраны, систем видеонаблюдения, средств связи, систем оповещения и экстренной эвакуации, технических систем (средств), направленных на обнаружение радиоактивных, взрывчатых веществ, токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологиче- ских агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ. 9D – информационная модель сценариев (мероприятий) антитеррористической защиты ОТИ Основной задачей мероприятий является опе- ративное реагирование сил безопасности (охраны) объекта транспортной инфраструкту- ры на сигналы от средств контроля безопасно- сти, а также персонала, посетителей и пассажи- ров. Цифровая информационная модель сце- нариев антитеррористической защиты ОТИ, путей передвижения сил безопасности (охра- ны) ОТИ, МВД, МЧС, ФСБ разрабатывается с использованием искусственного интеллекта на основе анализа оценки уязвимости ОТИ, анали- за моделей нарушителя и сценария его дей- ствий. ро тим для запроектных аварий В связи с тем что риски, в том числе военные и террористические, растут, а технологии их парирования отсутствуют, особое внимание при разработке уровней 7D, 8D, 9D уделяет- ся поиску лучших практик – РО ТИМ для запроектных аварий 1 (ЗА). Они отбираются с учетом исключительных условий в техниче- ском задании на проектирование, получен- ных на основе анализа ЗА, возможных источ- ников ее возникновения, сценариев разви- тия и тяжести последствий. Такие лучшие практики включают в себя управление ава- риями, осуществление на ОТИ и окружающей территории мероприятий для глубокоэшело- нированной защиты объекта транспортной инфраструктуры, персонала и населения. При этом, если исходя из устройства и местонахождения ОТИ возможность запроектной аварии не исключена, то неза- висимо от ее вероятности для нее разраба- тываются меры по управлению аварией. На основе определения запроектной аварии любое исходное событие, приводящее к про- ектной аварии, становится исходным и для запроектной, если оно сопровождается дополнительными отказами систем безопас- ности или ошибочными действиями персо- нала и сил безопасности ОТИ. Концепция управления запроектными авария- ми впервые сформировалась в качестве дополнительного, четвертого, уровня глубо- коэшелонированной защиты после аварии на Чернобыльской АЭС. Последствия таких ава- рий значительно тяжелее последствий, допу- стимых для проектных аварий. Хотя веро- ятность ЗА весьма мала, события 08.10.2022 г. показали, что их необходимо учитывать в про- ектах не только АЭС, но и критических и стра- тегических ОТИ, таких как Крымский мост. Раньше ЗА считались гипотетическими и не рассматривались в проектах, но сейчас кон- цепция безопасности требует их учета в про- ектах, ограничивая их последствия с помощью мер управления. Эти меры направлены на предотвращение перехода проектных аварий в запроектные и на ослабление, локализацию и ликвидацию их последствий. Это происхо- дит в условиях: l военных и террористических рисков; l природных и техногенных воздействий на объект транспортной инфраструктуры и системы его безопасности; l нештатной работы систем безопасности; l ошибок действия персонала и сил безопасно- сти ОТИ. Управление ЗА разделяется между 7D (РО ТИМ проектных решений инженерно-технической укрепленности ОТИ), 8D (РО ТИМ систем анти- террористической защищенности ОТИ) и 9D (РО ТИМ сценариев (мероприятий) антитерро- ристической защиты ОТИ). Для реализации могут использоваться технические средства, предназначенные для обеспечения безопасно- сти при проектных авариях или для уменьшения последствий ЗА. Действия и технические сред- ства, описываемые в 7D, 8D и 9D, образуют чет- вертый уровень глубокоэшелонированной защиты объекта транспортной инфраструктуры. Они должны разрабатываться для реализации ПП РФ№ 471, но исключение коллизий дубли- рования и пересечения проектных решений и мероприятий по обеспечению защиты, при- водящих к взаимному ослаблению, возможно только при использовании РО ТИМ в автомати- ческом режиме. Вероятностный анализ безопасности При разработке 7D, 8D и 9D необходимо учи- тывать, что основой оценки уязвимости ОТИ, включающей в себя сценарии актов незакон- ного вмешательства (АНВ), является веро- ятностный анализ безопасности. Это касается и сценариев АНВ, приводящих к тяжелым повреждениям ОТИ, рассматриваемых как ЗА. Вероятностный анализ безопасности приме- няется также для оценки эффективности оце- ночных критериев и мер по управлению апрель – май 2023 www.secuteck.ru Проектирование имонтаж К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 62 1 Запроектная авария вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала. К запроектным относятся гипотетические аварии, характеризующиеся весьма малой вероятностью такого события, но значительными последствиями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw