Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и ответственность застройщика Прежде всего стоит отметить, что ответствен- ность за обеспечение безопасности на этапе проектирования и строительства ОТИ возло- жена на застройщика, который, кроме выпол- нения строительных норм и стандартов, обя- зан исполнять требования законодательства по транспортной безопасности. Такие требо- вания относятся к ОТИ воздушного, железно- дорожного, морского и внутреннего водного транспорта, городского наземного электриче- ского транспорта, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, метрополитена и включают в себя систему мер, реализуемых застройщиками ОТИ. Указанные требования распространяются не только на вновь создаваемые объекты строи- тельства, но и на уже функционирующие ОТИ, которые подвергаются капитальному ремонту и реконструкции. Ведь степень риска при кап- ремонте такая же, как и при строительстве объекта. Застройщик по согласованию с компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор, Росавиация, Росмор- речфлот, Росавтодор) устанавливает предвари- тельную категорию строящегося объекта транс- портной инфраструктуры, исходя из количества категорий и следующих критериев категориро- вания: l степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ОТИ, которая определяется на основании количе- ственных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращен- ных АНВ на территории Российской Федера- ции (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении АНВ) за период последних 12 месяцев до момента категорирования; l возможные последствия совершения АНВ в деятельность ОТИ, которые определяются на основании количественных показателей – числе возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном матери- альном ущербе. При предварительном категорировании учи- тываются также сведения о месте проведе- ния строительных работ, технических и тех- нологических характеристиках застраивае- мого ОТИ – эта информация используется при проектировании или реконструкции ОТИ и должна быть отражена в разрабатываемой технической и рабочей документации. Что должно быть предусмотрено в проектной документации в части транспортной безопасности Разрабатываемая проектная документация включает в себя текстовую и графическую части, предусматривающие проектные решения: а) обеспечивающие в соответствии с требова- ниями законодательства о транспортной без- опасности предотвращение несанкционирован- ного доступа (перемещения) на ОТИ физиче- ских лиц, транспортных средств, грузов и иных материально-технических объектов; б) определяющие схемы перемещения на ОТИ пассажиров, грузов, багажа и иных материаль- ных объектов; в) определяющие схемы ОТИ с указанием пред- полагаемых границ зоны транспортной без- опасности ОТИ и ее частей; г) определяющие схемы расположения и техни- ческое оснащение на ОТИ специального помеще- ния или части помещения (поста (пункта) управ- ления обеспечением транспортной безопасно- сти) для управления техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и сила- ми обеспечения транспортной безопасности; д) направленные на оснащение ОТИ техниче- скими средствами (устройствами), обеспечи- вающими взаимодействие сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ с силами обес- печения транспортной безопасности иных ОТИ и (или) транспортных средств, с которыми осу- ществляется технологическое взаимодействие, а также с уполномоченными подразделениями органов ФСБ России, МВД России и территори- альными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; е) определяющие схемы расположения на ОТИ специальных помещений или частей помеще- ний, участков (контрольно-пропускных пунктов (постов) для осуществления пропускного режи- ма, проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обес- печения транспортной безопасности; ж) направленные на оснащение ОТИ техниче- скими средствами обеспечения транспортной безопасности, в том числе обеспечивающими проведение досмотровых мероприятий, и схемы размещения технических средств обес- печения транспортной безопасности; з) определяющие схему размещения и техниче- ское оснащение автоматизированной системы, обеспечивающей сбор, накопление, обработку и хранение данных, доступ к данным с техниче- ских средств обеспечения транспортной без- опасности ОТИ, а также их передачу уполномо- ченным подразделениям ФСБ России, МВД Рос- сии и территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; и) обеспечивающие защиту от несанкциони- рованного доступа к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности, автоматизированной системе, обеспечиваю- щей сбор, накопление, обработку, хранение и передачу в электронном виде данных с тех- нических средств обеспечения транспортной безопасности. Важно подчеркнуть, что если ОТИ уже посто- янно функционировал и для его защиты был разработан план (паспорт) обеспечения транс- портной безопасности (ПОТБ), утвержденный, к примеру, Росавтодором, но принято решение о реконструкции ОТИ, которая не влечет за собой корректировку утвержденного ПОТБ, то в проектной документации не предусматри- ваются проектные решения, указанные в выше- указанных подпунктах "а"–"и". обязанности застройщика объекта транспортной инфраструктуры В период строительства застройщик обязан организовать на строящемся ОТИ следующие мероприятия: l досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности; l пропускной и внутриобъектовый режимы, обеспечивающие контроль за входом (выхо- дом) физических лиц, въездом (выездом) транспортных средств, вносом (выносом), ввозом (вывозом) грузов и иных материаль- ных объектов, в том числе в целях предотвра- щения возможности размещения или попыт- ки размещения взрывных устройств (взрыв- чатых веществ), угрожающих жизни или здо- ровью персонала и других лиц; l мероприятия по защите от актов незаконного вмешательства, учитывающие особенности строительства отдельных ОТИ, предусмотрен- ные законодательством РФ. При реконструкции ОТИ, реконструируемые части которого (участки, здания, строения, сооружения, устройства) расположены в зоне www.secuteck.ru апрель – май 2023 Проектирование имонтаж К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 65 Проект автовокзала www.turkmenportal.com Крымский мост на этапе строительства www.regnum.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw