Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

КОЛОНКА РЕДАКТОРА К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 98 июнь – июль 2018 www.secuteck.ru Т ема "Безопас- ность мест (объ- ектов) с массовым п р е б ы в а н и е м людей (ММПЛ)" во многом перекли- кается с фокусом прошлого выпуска журнала – "Без- опасный город". По сути, мероприятия, направленные на обес- печение физической защиты таких объектов, как площади, парки, стадионы, вокзалы, аэро- порты, торговые центры и т.п., должны быть предусмотрены в программе (системе) "Без- опасный город" Что такое ММПЛ? В практикуемых сегодня документах россий- ской нормативно-правовой базы под ММПЛ понимается "территория общего пользования поселения или городского округа, либо специ- ально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек". Обратите внимание на использование в дан- ном понятии словосочетания "при определен- ных условиях". Получается так, что не каждое общественное место или место общего поль- зования, площадь которого позволяет разме- стить более 50 человек, может быть включено в перечень ММПЛ. К сожалению, содержание формулировки "определенные условия" здесь не раскрывается. К ним могут быть отнесены, например, время суток и времена года, выход- ной или праздничный день, торжественное мероприятие и иные условия, при соблюдении которых на определенной территории возмож- но нахождение людей числом более 50. При этом данные условия важны для опреде- ления требований, которыми следует руковод- ствоваться при осуществлении антитеррори- стической защищенности ММПЛ. Например, если в лесопарковой зоне еженедельно прохо- дят массовые оздоровительные пробежки граждан, данное место следует включать в перечень ММПЛ. Если же там только несколь- ко раз в год проводятся какие-либо культурно- зрелищные мероприятия, то в вопросах его антитеррористической защищенности реко- мендуется руководствоваться положениями иных нормативно-правовых документов. Незаменимые шлагбаумы и болларды Сегодня не только в профессиональной среде, но и в чиновничьих кабинетах начинают пони- мать: средства безопасности, что в многочис- ленных видах и вариациях разработаны для военных и промышленных объектов, зачастую не годятся для выполнения своих миссий в городской среде. Если рассмотреть применение противота- ранных шлагбаумов, то на открытой площа- ди или бульваре их установка невозможна уже из-за того, что она нарушит сложив- шийся архитектурный ансамбль. После тер- акта в предрождественском Берлине в декабре 2016 г. германским властям стали предлагать различные устройства для пред- отвращения подобных инцидентов, и про- тивотаранные шлагбаумы были отвергнуты сразу. Объясняли этот отказ тем, что послед- ние "своим внушительным и агрессивным видом нарушили бы принцип открытости общества, который ярко выражен в сложив- шемся архитектурном образе немецких городов". К тому же довольно трудно в центре города, насыщенном разного рода подземными коммуникациями, найти сво- бодный объем для установки довольно мас- сивного фундамента. И все-таки не стоит окончательно списывать со счетов противотаранные шлагбаумы. Они эффективны и абсолютно к месту в зонах авто- транспортных проездов аэропортов и вокза- лов. А в центре города с его пешеходными улицами и площадями вместо шлагбаумов целесооб- разно использовать противотаранные столбы безопасности (болларды). При этом на боль- шей части периметра защищаемой территории достаточно поставить механические устрой- ства, а в местах проезда автотранспорта – электромеханические, управляемые с пульта. Механические болларды целесообразно при- менять в период проведения мероприятий: за несколько часов до начала их можно опера- тивно поднять, а после окончания – так же опустить. Механические болларды удобны в эксплуатации и на территориях, требующих не временной, а постоянной защиты. В этих слу- чаях устройства все время находятся в подня- том положении, а опускают их только на время механизированной уборки площади. Безусловно, в российском климате боллардам требуется и дренаж, и постоянная уборка (очистка) от снега, грязи и песка. Эти обяза- тельные эксплуатационные издержки являются своеобразной платой за изящные проектные и конструкторские решения. Здесь не мешало бы отметить, что отечественные образцы рассчи- таны на работу в широком диапазоне темпе- ратур -55…+50 °C. Не побоюсь показаться излишне настырным и готов повторять каждый раз: "Противотаран- ные качества изделий должны быть подтвер- ждены натурными испытаниями их образцов методом краш-теста". Это общепринятый мировой стандарт. Поэтому еще раз обра- щаюсь к организациям-заказчикам и пользо- вателям противотаранной техники: "Не стес- няйтесь запрашивать у продавца протокол испытаний с показателями массы автотранс- портного средства и скорости, на которой был совершен таран". Применяемое в городе про- тивотаранное устройство, будь то шлагбаум, боллард или другая преграждающая конструк- ция, должно быть рассчитано как минимум на удар автомобилем массой 3,5 т (нагруженная "ГАЗель"), движущимся со скоростью не менее 40 км/ч. Формы малой архитектуры и другие дизайнерские находки Сегодня наряду с боллардами все шире используют формы малой архитектуры с про- тивотаранными и антивандальными свойства- ми, например на улицах и площадях устанав- ливают привычные в городской среде бетон- ные вазоны с цветами или массивные длинные и широкие скамейки. Было бы идеально использовать в целях безопасности улиц "ежи", которые военные устанавливают на танкоопас- ных направлениях, но пока никто не придумал, как их дизайнерски обыграть в городских условиях. Вместе с тем проведение в России чемпионата мира по футболу показало, как можно опера- тивно оборудовать ММПЛ заграждениями с противотаранными качествами, соблюдая при этом принцип открытого пространства. Сетча- тые сварные панели, установленные на идущие по периметру железобетонные блоки, – удач- ная инженерная и дизайнерская находка. На огороженных ими территориях перед стадио- нами все функционирует в заданном режиме: проезды для автобусов, проходы для болель- щиков и пр. При этом ничто не перекрывает вид на здание стадиона и окружающую его архитектурную среду. Более того, все это можно передвигать, создавая любые другие конфигурации, либо убирать, не нарушая целостности дорожного покрытия. М ы будем жить свободно и откры- то, потому что Добро сильнее Зла. Главное, чтобы Добро было техни- чески оснащено и хорошо организо- вано Игорь Васильев Редактор раздела "Комплексная безопасность", главный конструктор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ" Соблюдая принцип открытости

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw