Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2018

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 20 В ряде случаев, в основном при проведении культурных мероприятий, существуют трудности во временном хранении предметов и веществ, пронос которых запрещен, но наличие их у граждан не является основанием для привлече- ния физических лиц к уголовной или админи- стративной ответственности. Зритель может прийти на культурное мероприятие, а при себе у него может быть огнестрельное оружие ограниченного поражения "Оса" с необходимы- ми документами на право его ношения или средство самообороны "Шок". Куда гражданин должен девать перечисленные предметы – непонятно, поскольку если они будут обнару- жены при личном осмотре, то на данное меро- приятие его не пустят, так как закон "Об ору- жии" 4 запрещает ношение любого оружия при проведении массовых публичных мероприятий. Камеры хранения вещей и предметов зачастую отсутствуют либо не рассчитаны на большой поток зрителей, либо они расположены в таких местах, что зрителю нужно потратить значитель- ное время, чтобы дойти до них и вернуться в зону проведения осмотровых мероприятий. В местах проведения личного осмотра данное обстоятельство приводит к конфликтам как с сотрудниками полиции, так и с другими граж- данами, которые хотят побыстрее попасть на проводимые мероприятия. Такая ситуация постоянно возникает при проведении футболь- ных матчей и иных мероприятий во многих субъектах нашей страны. На сегодняшний день это серьезная проблема, требующая комплекс- ного подхода к ее решению, в том числе на самом высоком уровне. Проблема№4. Отсутствие законодательных норм поведения зрителей В федеральном законодательстве нет норма- тивных документов, определяющих правила поведения зрителей при проходе на официаль- ные культурные мероприятия и ответственность за их нарушение. Сотрудники полиции, осуществляющие личный осмотр граждан и находящихся при них вещей, руководствуются действующими нормативны- ми актами, которые определяют предметы и вещества, запрещенные к проносу на такие мероприятия. Однако имеются серьезные про- белы в законодательстве. Любой гражданин в ночь на 1 января может пронести пиротехниче- скую продукцию, а также всевозможные спирт- ные напитки, канистру с бензином, емкость с растворителем, кухонный нож на Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге, где в этот момент происходит празднование Нового года и про- водятся осмотровые мероприятия полицейски- ми. Не пускать граждан с указанными предме- тами, если отсутствуют основания для их задер- жания, полиции не может. За пронос этих вещей никакой ответственности для граждан не предусмотрено. Хотя при проведении офици- альных спортивных соревнованиях данный запрет действует на основании постановления Правительства Российской Федерации 5 . Если стражи правопорядка не будут допускать людей с перечисленными предметами, то привлекать к ответственности следует их самих, а не граж- дан. Подобных фактов при несении службы возникает много. Схожие трудности возникают при праздновании дня "Алых парусов", когда в общественных местах скапливается огромное число граждан, в основном молодежи. Любые конфликты могут перерасти в групповые нару- шения общественного порядка, в том числе с применением как бутылок, так и иных предме- тов, находящихся у граждан. Исключение в дан- ном случае составляют лишь запреты в отноше- нии предметов и веществ, изъятых из граждан- ского оборота, а также установленные норма- тивными актами субъектов нашей страны, мест- ным законодательством, правилами поведения на объекте, где проводятся перечисленные выше мероприятия, в том числе в спортивно- концертных залах, выставочных центрах и др. Перечень запрещенных к проносу предметов и веществ на данные объекты и места сравни- тельно небольшой. К сожалению, если культур- но-массовое мероприятие проводится на улице, то запретить проносить спиртные напит- ки и другие предметы и вещества практически невозможно, поскольку официально на это нет запретов, кроме установленных некоторыми нормативными документами федерального и местного уровня. Аналогичные ситуации возни- кают по всей стране и оказывают серьезное влияние на работу сотрудников, обеспечиваю- щих правопорядок в данных местах. Наличие соответствующих правил поведения граждан на массовых культурных мероприя- тиях, несомненно, позволит снизить веро- ятность совершения правонарушений, что ска- жется на качестве обеспечения правопорядка в целом. Проблема№5. Недостаток полномочий контролеров-распорядителей При личном осмотре граждан контролерами- распорядителями или сотрудниками частных охранных объединений во время проведения официальных спортивных соревнований сотрудники полиции осуществляют в основном контроль за их работой, и только в определен- ных случаях они проводят осмотровые меро- приятия. Если совершается административное правонарушение или преступление, а рядом нет полицейского, то грамотно их пресечь и задержать правонарушителя контролер-распо- рядитель не может, поскольку такого права официально у него нет. Пока он обратится к сотруднику правоохранительного органа, пройдет определенное время, а ситуация может измениться в худшую сторону. Схожие обстоятельства могут возникнуть у частного охранника, который в силу закона 6 хоть и наделен правом на применение физической силы и специальных средств, но в очень ограниченном формате. Кроме того, на куль- турных мероприятиях проводить личный осмотр не имеет право никто, кроме полицей- ских. Если такое полномочие имеют контроле- ры-распорядители на объектах спорта, то можно им наделить и иных лиц, скажем част- ных охранников, у которых одной из услуг как раз является обеспечение порядка при прове- дении массовых мероприятий. Данное ново- введение позволит более эффективно исполь- зовать имеющиеся силы, участвующие в охра- не общественного порядка. Программы подго- товки частных охранников в данном случае значительно изменять не нужно, поскольку часть действий при осуществлении пропускно- го и внутриобъектового режимов частными охранниками входит в тактику проведения личного осмотра сотрудниками полиции. Необходимо подчеркнуть, что проведение лич- ного осмотра контролерами-распорядителями почти ничем не отличается от личного осмотра граждан полицией в местах их прохода на мас- совые мероприятия культурного характера. В этой связи напрашивается вопрос о возмож- ности работы данных сотрудников не только при проведении официальных спортивных соревнований, но и на мероприятиях культур- ного характера и наделении их правом пресече- ния преступлений и административных право- нарушений в местах проведения личного осмотра. При реализации такого подхода сле- дует учитывать также правовую составляющую и материальное обеспечение. Возможно, это направление получит свое развитие в будущем. Список продолжается… Подводя итог рассмотрению затронутых про- блем, связанных с обеспечением правопорядка в зонах допуска граждан на спортивные и куль- турные мероприятия, отметим, что в статье были рассмотрены лишь некоторые из них, но достаточно острые, по которым необходимо работать заинтересованным ведомствам. Их решение, с учетом перечисленных выше пред- ложений, позволит повысить уровень безопас- ности граждан и уменьшить вероятность наступ- ления негативных последствий в результате совершения противоправных действий. n июнь – июль 2018 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ www.secuteck.ru июнь – июль 2018 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru 4 Федеральный закон № 150-ФЗ "Об оружии" от 13.12.1996 г., ст. 6, п. 5. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г. 5 Постановление Правительства РФ№ 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" от 16.12.2013 г. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г. 6 Федеральный закон № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 г. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw