Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 18 С огласно п. 4 постановления Правительства РФ № 458 от 5 мая 2012 г. системы физи- ческой защиты объектов ТЭК включают в себя: 1. Персонал физической защиты: l подразделения безопасности станций и (или) компаний; l подразделения охраны (Росгвардия, ФГУП "Ведомственная охрана" Министерства энер- гетики РФ и ЧОО); l подразделения силовых и правоохранитель- ных органов, привлекаемых к охране и обо- роне объектов по соответствующим планам. 2. Комплекс организационных, административ- ных и правовых мероприятий: l разработка организационно-распорядитель- ных и планирующих документов; l подготовка и заключение договоров на выполнение задач безопасности; l проведение комиссионных обследований, учений, проверок и др. 3. Инженерно-технические средства охраны (ИТСО): l разработка проектов комплексов ИТСО; l модернизация комплексов ИТСО согласно проектам комплекса инженерно-технических средств охраны (КИТСО) в рамках спланиро- ванного финансирования; l организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта комплексов ИТСО, ведение технической документации. Анализ всех этих показателей демонстрирует недоработку и неактуальность многих положений современных нормативных актов и помогает выявить основные проблемы в организации анти- террористической защищенности объектов ТЭК, которые требуют новых решений и подходов. Персонал физической защиты Фундаментальной проблемой в области персо- нала физической защиты в сегменте ТЭК является отсутствие базовой системы подготов- ки сотрудников служб безопасности (набирают- ся пенсионеры правоохранительных органов или силовых структур, существующие курсы повышения квалификации предназначены для изучения организации выполнения отдельных мероприятий), вследствие чего не установлены требования к профессиональному уровню. Нет четких государственных требований и к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК или на объекте ТЭК. В постановлении № 458 име- ется понятие "сотрудник службы безопасно- сти", но количественные ориентиры нигде не прописаны. Такие же пробелы наблюдаются по линии МЧС и в других направлениях. Государственный контроль за выполнением задач физической защиты объектов ТЭК под- разделениями охраны осуществляется не в пол- ной мере. Проверяющий и контролирующий органы оценивают комплексность технических средств охраны, но не физические подразделе- ния, которые работают с этими системами. Оставляет желать лучшего и лицензирование контролеров ФГУП, которые обучаются как частные охранники. В составе подразделений и караулов их действия не рассматриваются. Недостаточны требования к возрасту и физиче- ской подготовке охранников. Соответственно, необходим качественно прора- ботанный подход к решению данных вопросов в зависимости от объекта. В этом направлении предлагается внести следующие изменения: 1. Организовать в профильных высших учебных заведениях подготовку специалистов безопас- ности. Образование возможно в очной и заочной форме, чтобы специалисты учились не по отдельным курсам для выполнения опре- деленных задач и мероприятий, а в целом полу- чали базовые знания по организации антитер- рористической защищенности объектов ТЭК. 2. Внести изменения в постановление Прави- тельства РФ № 458 от 05.05.2012 г. "Об утвер- ждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объ- ектов топливно-энергетического комплекса" с определением дифференцированного подхода к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК и на объекте ТЭК. 3. Внести дополнения в регламент проверки объектов ТЭК с определением задач контроля организации охраны. 4. Внести изменения и дополнения к требова- ниям по подготовке частных охранников. июнь – июль 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИКА. НЕФТЕГАЗ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Андрей Чеховский Руководитель Департамента защиты ресурсов Блока безопасности и ресурсов ПАО "ИНТЕР РАО" www.v-kurse.ru Г руппа "ИНТЕР РАО" – диверсифицированный электроэнергетический холдинг, осуществляющий деятельность в различных сегментах элек- троэнергетической отрасли в России и за рубежом. Компания занимает лидирующие позиции в России в области экспорта-импорта электро- энергии, активно наращивает присутствие в сегментах генерации и сбыта и развивает новые направления бизнеса. В состав группы ком- паний входят 52 категорированных объекта, которые охраняются под- разделениями ФГУП "Ведомственная охрана" Министерства энергетики РФ. Работа по созданию систем антитеррористической защиты ведется с 2011 г., в данный момент происходит модернизация комплексов тех- нических средств охраны Защита объектов ТЭК требует изменений Защищенность объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства, в том числе тер- рористических, на сегодняшний день оценивается как недостаточная. На государст- венном уровне не в полной мере урегулированы необходимые мероприятия. Попро- буем разобраться, в чем основные причины такой ситуации, и рассмотрим предло- жения от группы "ИНТЕР РАО" и других субъектов ТЭК, которые были поданы для обоб- щения и внесения изменений в постановление Правительства РФ№ 458

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw