Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 19 Комплекс организационных, административных и правовых мероприятий Главная цель систем физической защиты объ- ектов ТЭК – предотвратить проникновение зло- умышленника. Имеющиеся модели нарушите- лей предложены методическими рекоменда- циями от октября 2012 г., где самый худший вариант представляют собой террористические группы из 3–20 человек, однако при проникно- вении 20 человек ни один стандартный караул не будет способен вести оборонительные дей- ствия. Таким образом, отсутствует конкретно установленная модель нарушителя и расчетный сценарий совершения акта незаконного вмеша- тельства на объекте ТЭК для каждого субъекта Российской Федерации. Перечень критически важных объектов ТЭК в имеющихся законодательных актах неактуален, и, как следствие, нет требования о присвоении категории опасности не ниже определенного уровня. Другая проблема в том, что категория опасно- сти присваивается объекту ТЭК только по степе- ни его потенциальной опасности (наличию химически активных взрывоопасных веществ), а не нужности и важности в системе энерго- обеспечения или теплообеспечения. Расчеты не распространяются на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в зоне за огражде- ниями объекта, в результате которых жизнедея- тельность населения будет нарушена. Кроме того, нет четкого перечня основных пла- нирующих, распорядительных и информацион- ных документов на объекте ТЭК, регламенти- рующих организацию антитеррористической защищенности: l форма паспорта безопасности объекта ТЭК определена 256-ФЗ, внесение в нее назрев- ших изменений – процесс длительный; формы актов обследования и категорирова- ния, плана охраны объекта ТЭК предложены методическими рекомендациями, не являю- щимися локальным нормативным актом, и носят рекомендательный характер; l форма акта обследования объекта, состав- ляемая при проведении анализа уязвимости объекта (согласно постановлению Правитель- ства РФ№ 458), не установлена. Отсутствуют принципы организации физиче- ской защиты объектов ТЭК и порядок несения службы как в повседневном режиме, так и в режиме угрозы совершения террористического акта. В локальных нормативных актах ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России эти вопросы в полном объеме не раскрываются. Не определен порядок охраны объектов ТЭК в осо- бый период. Государственный контроль (надзор) за обес- печением безопасности объектов ТЭК осуществ- ляется исключительно за составом и качествен- ными показателями инженерных и технических средств охраны. Не регламентирован порядок организации, подготовки и проведения ежегод- ных обязательных учений, не определены формы планирующих и отчетных документов. И наконец, отсутствуют подзаконные документы по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О поряд- ке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, обще- ства и государства". Решение всех этих вопросов требует конкрет- ных изменений, а именно необходимо: 1. Пересмотреть подход к категорированию объектов ТЭК. 2. Рассмотреть возможность периодической разработки территориальными подразделения- ми ФСБ России модели нарушителя и подход к оборонительным действиям в зависимости от сценария совершения актов незаконного вме- шательства в каждом субъекте Российской Федерации. 3. Актуализировать перечень критически важ- ных объектов (КВО) ТЭК, установить требова- ние о степени влияния важности объекта ТЭК на категорию опасности. 4. Приказом Минэнерго России утвердить пере- чень и формы основных документов. 5. Форму паспорта безопасности объекта ТЭК оформить приложением к постановлению Пра- вительства РФ от 05.05.2012 № 459. 6. Методические рекомендации актуализиро- вать и ввести в действие приказом Минэнерго России. 7. Форму акта обследования объекта ТЭК оформить приложением к постановлению Пра- вительства РФ от 05.05.2012 г. № 458. 8. При актуализации приказа, определяющего Порядок организации охраны объектов "Ведом- ственной охраной" Минэнерго России уточнить указанный порядок с учетом опыта охраны объ- ектов ТЭК. 9. В планирующих документах по организации территориальной обороны определить конкрет- ные подразделения охраны объектов ТЭК. 10. Порядок проведения учений на объекте ТЭК оформить приложением к постановлению Пра- вительства РФ от 05.05.2012 № 458. 11. Разработать приказ Минэнерго России с определением перечня основных мероприя- тий, выполняемых при установлении уровней террористической опасности. Инженерно-технические средства охраны Правила по обеспечению безопасности и анти- террористической защищенности объектов топ- ливно-энергетического комплекса, утвержден- ные постановлением Правительства РФ№ 458, с одной стороны, носят избыточный характер, с другой – комплексы ИТСО создаются равно- объемные по всему периметру, не учитывают наличие наиболее вероятных участков для про- никновения и их укрепление ИСО. Требования к наличию ИТСО по некоторым вопросам противоречат требованиям пожар- ной, промышленной безопасности и Ростехнад- зора для оборудования критических элементов, а затраты на модернизацию и техническое обслуживание ИТСО не включаются в тариф на электроэнергию. В данном случае предлагается: 1. Создать рабочую группу при Минэнерго Рос- сии и выработать изменения в постановление. 2. При выработке изменений в постановление учесть требования указанных документов. 3. Рассмотреть возможность включение затрат в тариф на электроэнергию. Субъекты Российской Федерации На региональном уровне не в полной мере решаются вопросы организации антитеррори- стической защищенности и физической защиты объектов. Во-первых, отсутствуют перечни критически важных объектов ТЭК субъектов РФ. Во-вторых, в составы комиссий или рабочих групп включаются представители территориаль- ных подразделений МВД, ФСБ и ФСВНГ России, зачастую не являющиеся специалистами по организации антитеррористической защищен- ности и физической защиты объектов, а подпи- си членов комиссии при работе с документами собираются для галочки. Работа по организации антитеррористической защищенности и физической защиты объектов ТЭК сводится к проведению: l антитеррористических учений на объекте ТЭК, больше носящих показной характер; l оперативных экспериментов с попытками проникновения и установки муляжей взрыв- ных устройств; l контрольных проверок, в первую очередь состава комплекса ИТСО. Продолжаются проверки АТЗ объектов ТЭК сотрудниками территориальных подразделений МВД и ФСБ России. При этом в актах проверки указываются недостатки, выявленные сотрудниками ФСВНГ России в ходе конт- рольных проверок. В такой ситуации целесообразно: 1. Разработать (актуализировать) перечни кон- кретных документов для субъектов РФ, утвер- дить руководителем АТК. 2. Решением АТК утвердить перечень должно- стей (направлений деятельности) сотрудников правоохранительных подразделений, которых целесообразно привлекать к работе на объ- ектах ТЭК. 3. Под руководством АТК проводить работу по единому замыслу по повышению (под- держанию) уровня антитеррористической защищенности и физической защиты объ- ектов ТЭК. Преодолима ли "пропасть"? Современные требования по совершенство- ванию антитеррористической защищенности объектов ТЭК уже назрели. Но пока выше- указанные предложения, выдвинутые груп- пой "ИНТЕР РАО" и другими субъектами ТЭК для внесения изменений в постановление Правительства РФ № 458, не были реализо- ваны. В заключение хочется отметить, что основной пакет нормативных актов по безопасности объектов ТЭК был разработан в 2010–2013 гг. и была проведена большая работа по право- применению этих документов. Но время идет, требуя новых перспективных предложений, которые появляются и выдвигаются на обсуж- дение. Но, как правило, не выполняются и так и остаются "под сукном"… n www.secuteck.ru июнь – июль 2019 СПЕЦПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИКА. НЕФТЕГАЗ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw