Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2019
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 62 Андрей Киселев Эксперт управления Центра ФСБ России Н а данный момент аккредитованы две ведомственные испытательные лаборато- рии и одна коммерческая: l для проведения сертификационных испыта- ний технических систем и средств досмотра (ТССД) – ФГКУ "В/ч 35533" и ФГУП НИИР (в отношении металлодетекторов, газоанали- заторов и рентгенотелевизионных установок); l для проведения сертификационных испыта- ний технических систем и средств интеллек- туального видеонаблюдения – ФГКУ "В/ч 44236". Очевидно, что наличия двух испытательных лабораторий ТССД недостаточно для своевре- менного обеспечения потребностей транспорт- ного комплекса в сертифицированных ТС ОТБ. В связи с этим ведется работа по вовлечению предприятий промышленности в различных регионах страны в систему сертификации в качестве испытательных лабораторий: 27 организациям предоставлены методики сер- тификационных испытаний и даны разрешения на закупку испытательных средств, включая тест-предметы. Однако до настоящего времени ни одна из указанных организаций не аккреди- тована. Количество выданных сертификатов Ведомственный сегмент приступил к выполне- нию работ по обязательной сертификации ТС ОТБ с августа 2017 г. в полном объеме. За истекший период выдано 40 сертификатов соответствия, из них 34 на технические сред- ства досмотра и только шесть – на устройства интеллектуального видеонаблюдения. Сертификаты соответствия получили техниче- ские средства досмотра всех категорий: l аппаратура радиационного контроля; l газоаналитическая и химическая аппаратура для обнаружения следовых количеств взрыв- чатых веществ; l металлодетекторы; l рентгенотелевизионные установки; l иные технические средства (рентгеновская установка персонального досмотра, нейтрон- ная установка обнаружения взрывчатых веществ, а также стационарные инспекцион- но-досмотровые радиометрические комплек- сы – СИДРК, установленные на автомобиль- ных подходах к Крымскому мосту). В основном сертификация проводится по схеме № 3 (серийное производство). Далее рассмотрим часто встречающиеся про- блемные вопросы, связанные с организацией процесса обязательной сертификации ТС ОТБ. Статус заявителя При принятии решения о проведении обяза- тельной сертификации ТС ОТБ заявитель дол- жен руководствоваться положениями не только Правил обязательной сертификации, но и зако- нодательства Российской Федерации. Так, в соответствии с Правилами заявителями могут быть только юридические лица или инди- видуальные предприниматели. Согласно Граж- данскому кодексу Российской Федерации филиалы и представительства организаций не являются юридическими лицами. Порядок заключения договоров (необходи- мость предоставления доверенности лицом, уполномоченным заявителем) регулируется Гражданским кодексом, сроки действия серти- фикатов соответствия в отношении каждой еди- ницы технических средств (в течение срока службы изделия, установленного производите- лем) – Федеральным законом "О техническом регулировании", а необходимость сертифика- ции ТС ОТБ – Федеральным законом "О транс- портной безопасности" и т.д. Схемы сертификации Перед выбором схемы сертификации реко- мендуется еще раз и внимательно изучить Пра- вила обязательной сертификации, так как каж- дая схема сертификации имеет свои особен- ности. Схема № 3 (серийное производство) предполагает не просто получение сертифика- та соответствия со сроком действия три года, но и проведение регулярного инспекционного контроля сертифицированных технических средств, который подразумевает проверку производства даже при наличии сертификата менеджмента качества, а также испытаний новых серийных образцов технических средств. При этом инспекционный контроль проводится за счет средств держателя серти- фиката. Более того, заявитель несет ответственность за соблюдение всех положений Правил обязатель- ной сертификации: он обязан извещать орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологи- ческий процесс производства. На эти особенности следует обратить внимание поставщикам импортного оборудования, кото- рые пытаются организовать псевдопроизвод- ство в Российской Федерации. При отрицательном результате инспекционного контроля, а также при отказе от него (в том числе при отказе в предоставлении новых серийных образцов) действие сертификата может быть не только приостановлено, но и прекращено. Это грозит как финансовыми, так и репутационными потерями. И наконец, информация для субъектов транс- портной инфраструктуры: правилами не пред- усмотрена процедура признания сертифициро- ванными серийных технических средств, про- изведенных до начала срока действия сертифи- ката, даже по тем же техническим условиям. В данном случае для сертификации технических средств, установленных на объектах транспорт- ной инфраструктуры, предусмотрена схема № 4. июнь – июль 2019 www.secuteck.ru На устройства интеллектуального видеонаблюдения выдано только шесть сертификатов соответствия www.technology-soft.ru Обязательная сертификация технических систем и средств досмотра и интеллектуального видеонаблюдения В соответствии с Правилами проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 969, ФСБ России является федеральным органом по сертификации в части технических систем и средств досмотра, а также интеллектуального видеонаблюдения. Приказами этого ведомства органом по сертификации назначено ФГУП "НТЦ "Орион", роль аппарата федерального органа по сертификации выполняет ФГКУ "В/ч 68240"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw