Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 67 П оложение о МЧС России определяет, что разработка нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной без- опасности находится в компетенции данного федерального органа исполнительной власти. Цель настоящей статьи – обратить внимание разработчиков нормативных документов на проблемные вопросы, обусловленные отсут- ствием методики определения расчетных вели- чин пожарного риска на атомных электростан- циях. Когда пожарная безопасность объекта считается обеспеченной? Соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности определяется положе- ниями ст. 6 Технического регламента о требова- ниях пожарной безопасности, согласно которой пожарная безопасность объекта защиты счита- ется обеспеченной при соблюдении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техни- ческими регламентами, принятыми в соответ- ствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превыша- ет допустимых значений, установленных настоящим федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техни- ческими регламентами, принятыми в соответ- ствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности. Особенности оценки пожарных рисков По ст. 78 того же закона для зданий и сооруже- ний, для которых отсутствуют нормативные тре- бования пожарной безопасности, должны быть разработаны специальные технические усло- вия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие ком- плекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий. Следует отметить, что при разработке СТУ тех- нический регламент не требует проведения оценки пожарного риска. Однако в соответ- ствии с постановлением Правительства РФ "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 г. № 87, раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" должен содержать расчет пожарных рисков угрозы жизни и здо- ровью людей и уничтожения имущества. Расчет пожарных рисков не требуется только при выполнении обязательных требований пожар- ной безопасности, установленных технически- ми регламентами, и реализации в доброволь- ном порядке требований нормативных доку- ментов по пожарной безопасности. Для оценки пожарного риска на производствен- ных объектах разработана Методика определе- ния расчетных величин пожарного риска на про- изводственных объектах (приказ МЧС России от 10.07.2009 г. № 404), которая, как следует из области ее применения, не распространяется объекты производства, переработки, хранения радиоактивных веществ и материалов. Указан- ное ограничение методики практически исклю- чает возможность обоснования проектных решений на объектах атомной энергетики. Насущная задача Анализ требований Федерального закона "Тех- нический регламент о требованиях пожарной безопасности" показывает, что даже при полном выполнении предписаний нормативных доку- ментов по пожарной безопасности необходима оценка пожарного риска, исходя из требований ст. 5, 25, 66, 69, 93.1, в соответствии с которы- ми расчетом пожарного риска необходимо обосновывать: l комплекс мероприятий, исключающих воз- можность превышения значений допусти- мого пожарного риска, установленного настоящим федеральным законом, и направленных на предотвращение опас- ности причинения вреда третьим лицам в результате пожара; l категории взрывопожарной опасности наруж- ных установок; l размещение в населенных пунктах производ- ственных объектов, на территориях которых расположены здания и сооружения категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности; l возможность сокращения противопожарных расстояний от зданий, сооружений и техно- логических установок до граничащих с ними объектов защиты; l технические характеристики оборудования и связанных с ним процессов, разделение тех- нологической схемы на отдельные блоки, ее аппаратурное оформление, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоава- рийной защиты. Таким образом, разработка методики опреде- ления расчетных величин пожарного риска на атомных электростанциях является актуальной задачей, требующей скорейшего решения. n www.secuteck.ru июнь – июль 2019 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Василий Мурашка Генеральный директор ООО "Саламандра", к.т.н. www.chrdk.ru Необходимость расчета пожарных рисков на атомных электростанциях Федеральный закон № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной без- опасности" в ст. 1 устанавливает, что технические регламенты, принятые в соответствии с законом "О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требо- вания пожарной безопасности к объектам технического регулирования, отличные от требований, установленных настоящим федеральным законом. С изменениями от 10.07.2012 г. №123-ФЗ закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопас- ности" распространяется и на атомные станции с оговоркой, что "наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации"

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw