Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2019

Передача тревожных сигналов на платной основе Исходя из документов, издаваемых МЧС Рос- сии в виде разного рода информационных писем, министерство в последнее время обеспокоено конкуренцией, занятостью насе- ления и созданием дополнительных рабочих мест в ущерб обеспечению пожарной без- опасности социально значимых учреждений (школы, больницы, детские сады, дома пре- старелых). Так, министерством в адрес главных управле- ний МЧС России по субъектам РФ для исполь- зования в работе в апреле 2019 г. были направлены два документа: "Порядок разме- щения приборов пультовых оконечных в пожарно-спасательных подразделениях ФПС ГПС" и "Порядок обеспечения доступа в пожар- но-спасательные подразделения ФПС ГПС организациям, выполняющим работы по уста- новке и обслуживанию приборов пультовых оконечных". Согласно второму документу, прием и отработ- ка извещений о пожаре с социально значимых объектов (в целях исполнения требований ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требова- ниях пожарной безопасности") возлагаются на мониторинговые организации, которые, полу- чив право доступа от ГУ МЧС субъекта РФ, могут осуществлять на территории ФПС ГПС деятельность по приему/передаче тревожных сигналов на платной основе. Порядок доступа в пожарно-спасательные под- разделения ФПС ГПС и последовавшие от МЧС разъяснения данного документа устанавливают, что в одном подразделении ФПС ГПС допус- кается размещение неограниченного количе- ства приборов пультовых оконечных (ППО), но не принадлежащих подразделениям ФПС ГПС. Объект защиты сам выбирает способ передачи сигнала Руководитель объекта защиты направляет в ГУ МЧС субъекта РФ заявку на размещение в подразделении пожарной охраны ППО с при- ложением сведений о выбранном руководите- лем объекта защиты способе передачи сигнала от прибора объектового оконечного (ПОО) к ППО по любому каналу связи. Поскольку ПОО и ППО входят в состав одного устройства – системы передачи извещений о пожаре (СПИ) – и неразрывно связаны еди- ным технологическим циклом (п. 37 ст. 2 Феде- рального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности"), выбор способа передачи сигнала от ПОО к ППО может означать только одно: объект защиты либо будет оплачивать вызов подразделений пожарной охраны, либо не будет. Закупку выбранного ППО, предназначенного для размещения в пожарных частях ФПС ГПС, должны осуществлять руководители объектов защиты (как правило, государственных и муни- ципальных учреждений) за счет бюджетных средств. Сигналы о пожаре, поступившие на пульты, которые приобретены для оплачиваемого спо- соба передачи тревожного сигнала, принимают работники коммерческих структур – монито- ринговых центров, заключивших с руководите- лями объектов защиты договоры на прием/передачу тревожного сигнала. В оплату услуг мониторинговых центров входит содержание выбранных объектом защиты ППО, оплата каналов связи и услуг по приему сигнала о пожаре и дальнейшей его передаче диспетче- ру дежурно-диспетчерской службы пожарно- спасательного гарнизона. Диспетчер осуществляет прием тревожных сиг- налов на специальное автоматизированное рабочее место (АРМ), но, как указано выше, не с объектов защиты, а с приборов пультовых оконечных мониторинговых центров, разме- щенных в подразделениях пожарной охраны. Полагаем, поэтому МЧС не осуществляет закуп- ку ППО, так как для выполнения своих функций по приему тревожных сигналов им использу- ется только АРМ диспетчера, которое путем личных договоренностей (без процедуры заку- пок) устанавливается в ФПС ГПС. Кто будет нести ответственность? Согласно утвержденной МЧС схеме сигнал "пожар" от социально значимого объекта посту- пает на пульт мониторингового центра, который взимает плату с учреждения за то, что в даль- нейшем передаст сигнал о пожаре на АРМ дис- петчера. Иными словами, мониторинговый центр оказывает так называемые услуги связи по приему/передаче сообщений о пожаре. Если же сигнал "пожар" поступает напрямую в подразделение пожарной охраны, то есть без мониторингового центра, то социально значи- мое учреждение не оплачивает за счет бюджет- ных средств вызов подразделений пожарной охраны, поскольку вызов экстренных оператив- ных служб на всей территории России является бесплатным. То есть выбор "способа дублирования сигна- лов" означает лишь разрешение органам вла- сти субъектов РФ и муниципальным образо- ваниям выделять из бюджета в пользу мони- торинговых центров финансовые средства на "оптимальный способ дублирования сигна- лов" – за деньги. Таким образом, позиция некоторых сотрудни- ков МЧС, которые продвигают идею введения посредников в схему передачи сигналов о пожаре, идет вразрез с интересами государства в обеспечении пожарной безопасности населе- ния и ведет к нецелевому расходованию бюд- жетных средств. Чтобы на законных основаниях утвердить "спо- соб передачи сигнала (за деньги) по любому каналу связи", потребуется внесение измене- ний в целый ряд федеральных законов: "О пожарной безопасности", "О связи", в Бюд- жетный кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ. Но самое страшное, что при реализации такой схемы передачи сигнала о пожаре безопас- ность детей и пожилых людей будет поставле- на под угрозу! Оказывая услуги связи по прие- му/передаче сообщений о пожаре, монито- ринговые компании не несут никакой ответ- ственности за непрохождение сигнала, а зна- чит не отвечают за гибель людей. Кто будет нести ответственность, если сигнал о пожаре не будет доставлен? n www.secuteck.ru июнь – июль 2019 БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 77 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 1. Существующая схема передачи сигнала о пожаре в соответствии с 123-ФЗ Рис. 2. Предлагаемая МЧС России схема передачи сигнала о пожаре за плату через посредника

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw