Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

С О Б Ы Т И Я 17 ской Федерации и организаций, находящихся в его ведении, а также формы паспорта безопас- ности этих объектов (территорий)" с изменения- ми и дополнениями от 29 июня 2017 г., 6 фев- раля 2018 г., 24 апреля 2020 г.); l объектов транспортной инфраструктуры (постановление Правительства РФ от 19 апре- ля 2019 г. № 471 "Об утверждении требова- ний к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транс- порта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федераль- ного агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агент- ства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных орга- нов, а также подведомственных им организа- ций и формы паспорта безопасности этих объ- ектов (территорий)" с изменениями и допол- нениями от 13 ноября 2019 г.). Целесообразность унификации нормативных актов Общим недостатком законодательных актов и нормативных документов в области обеспече- ния комплексной безопасности и антитеррори- стической защищенности является разобщен- ность оценки негативных последствий и, соот- ветственно, принимаемых решений. В любом случае система оценок должна быть единой независимо от того, чем были обусловлены эти последствия – актом незаконного вмешатель- ства, износом оборудования или телекоммуни- кационной атакой. Поэтому целесообразно для объектов топливно-энергетического комплекса унифицировать (гармонизировать) такие поста- новления правительства, как: l № 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категори- рования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и крите- риях категорирования" от 5 мая 2012 г.; l № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак- тера" от 21 мая 2007 г.; l № 127 "Об утверждении Правил категориро- вания объектов критической информацион- ной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информа- ционной инфраструктуры Российской Феде- рации и их значений" от 8 февраля 2018 г. Для предприятий ТЭК идеальный вариант – сде- лать единый паспорт безопасности, учитывающий требования всей существующей нормативной базы. Аналогичную работу необходимо провести для объектов жилищного-коммунального хозяй- ства и транспортной инфраструктуры. В дальней- шем продолжением этой работы должна явиться оценка уязвимости и разработка паспортов без- опасности кластеров находящихся рядом пред- приятий всех форм собственности, относящихся к различным министерствам и ведомствам, с уче- том единых требований к антитеррористической защищенности этих объектов и в целом террито- рий, на которых они находятся. Новые технологии в подготовке специалистов по комплексной безопасности Анализ показывает, что в настоящее время на всех без исключения объектах происходит раз- балансированность в построении общей систе- мы защиты, вызванная построением сил обес- печения безопасности на базе привлечения пен- сионеров правоохранительных органов, воору- женных сил и т.д. Известно, что происходит интеллектуализация нарушителей и террори- стов, происходит переход от использования поясов шахида к сложным сценариям АНВ без непосредственного контакта. Если есть возмож- ность дезорганизовать работу объекта телеком- муникационной атакой, то никто не будет ата- ковать его с автоматом и будут атаковать не там, где забор ниже, а там, где защита слабее. Силы безопасности в этих условиях должны быть на голову выше нарушителей, ведь за ними государственная машина и инженерно- технические средства, но и к ним в этих усло- виях предъявляются уже другие требования. Возникает необходимость подготовки специа- листов по комплексной безопасности объектов, так как одни виды опасности могут быть реали- зованы через другие – АНВ через техногенные и природные. Поэтому нужны люди со специ- альной подготовкой, способные: l видеть защиту объекта в целом, абстрагиру- ясь от деталей; l анализировать одновременно множество событий; l работать в режиме чрезвычайной многоза- дачности. Настало время вооружить их наработками кос- мической отрасли, основанными на концепции цифровых двойников как виртуального пред- ставления объекта. Цифровой двойник позво- ляет по минимальным ключевым параметрам воспроизвести все показатели объекта, как, например, по верхушке айсберга определяется его точный объем и форма. Это дает возмож- ность моделировать разные АНВ и подбирать адекватные сценарии поведения сил безопас- ности с учетом расположения элементов объ- екта, схем перемещения нарушителей и сил безопасности. Цифровые двойники для виртуального представ- ления объектов топливно-энергетического ком- плекса, жилищного-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры как объектов, занимающих большие территории, эффективно формировать с использованием космических технологий и радарных спутников, что в условиях пандемии позволяет использовать: 1. Дистанционное зондирование Земли по заданным направлениям. 2. Большие данные (Big Data), облачные техно- логии, искусственный интеллект и машинное обучение в геоинформатике. 3. Дистанционный космический мониторинг – способ объективной оценки деятельности в условиях изоляции для повышения эффек- тивности контрольно-надзорной деятельности (снимки за последние 10–12 лет помогают осуществлять анализ информации с примене- нием статистических и математических алго- ритмов). 4. Космический скоринг в финансовых техноло- гиях – использование космосъемки как сред- ства оптимизации тарифов при кредитовании, субсидировании и страховании объектов, а также оценке рисков при инвестировании в условиях пандемии. С помощью этих технологий можно решать раз- личные задачи обеспечения безопасности объ- екта, прогнозирования, оптимизации работы, управления силами безопасности. Благодаря им значительно упрощается техническая под- держка системы безопасности, экономятся ресурсы, минимизируются риски ошибок. В разработку этих технологий государство уже вложило значительные средства, поэтому реко- мендации по их использованию должны носить не информационный, а законодательный характер. Время пришло Подводя итог рассмотрению вышеизложенных проблем, следует отметить, что в развитие поло- жений Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, где в качестве одного из "главных и приоритет- ных направлений развития здравоохранения в Российской Федерации определены: l обеспечение биологической безопасности; l обеспечение готовности государственной, муниципальной и частной систем здраво- охранения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время" 3 , разработка целого ряда документов, направленных на обеспечение безопасности объектов здраво- охранения РФ в условиях вызовов и угроз гибридной войны, представляется совершен- но очевидной и жизненно необходимой. Здравоохранение в период противодействия пандемии, как лакмусовая бумажка, выявило комплекс проблем, которые накапливались десятилетиями в жизненно важных отраслях. Поэтому оно, подобно локомотиву, должно повести за собой наиболее связанные с челове- ком жилищно-коммунальное хозяйство, топ- ливно-энергетический комплекс и транспорт- ную инфраструктуру по пути совершенствова- ния законодательства для повышения антитер- рористической защищенности, а следовательно повышения качества жизни россиян. Действовать нужно оперативно и решительно, ибо сегодня, как никогда, справедлива муд- рость "Промедление смерти подобно". n www.secuteck.ru июнь – июль 2020 О бщим недостатком законода- тельных актов и нормативных документов в области обеспече- ния комплексной безопасности и антитеррористической защи- щенности является разобщен- ность оценки негативных послед- ствий и, соответственно, прини- маемых решений Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru 3 Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72164534/.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw