Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

В данной статье мы рассмотрим, какими нор- мативами определяется порядок оснащения музейных экспонатов, каким наиболее важным требованиям должна соответствовать система и какие технические средства могут выполнить эти требования максимально эффективно. Одним из них являются беспроводные метки, позволяющие быстро организовать надежный третий рубеж охраны. Нормативы по охране музеев В контексте темы этой статьи нужно обратить вни- мание на типовые требования к инженерно-тех- нической укрепленности и порядку оборудования учреждений культуры, расположенных в зданиях – памятниках истории и культуры. Эти требования утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации № 664 от 08.11.2000 г. Вот несколько выдержек из этого приказа: l п. 1.5 Работы по инженерно-технической укрепленности должны осуществляться без нанесения ущерба зданию; l п. 3.2 Подрядная организация должна исклю- чить нанесение ущерба зданию; l п. 5.3.3 Размещение пожарных и охранных извещателей допускается, если их установка… не вызывает порчи интерьеров; l п. 5.3.5 После установки элементов… должны быть выполнены реставрационные работы…; l п. 7.1.2 Уникальность исторического облика… должна обусловливать применение нестан- дартных технических решений…; l п. 7.3.2 На объектах трехрубежной охранной сигнализацией должны оборудоваться экспо- зиционные помещения; l п. 7.4.2 Предпочтительно использовать носи- мые устройства тревожной сигнализации, работающие по радиоканалу. Если попробовать выразить в одной фразе и простым языком то, что изложено в различ- ных пунктах этого приказа, получится следую- щее: в зданиях – памятниках истории и культу- ры нужно применять нестандартные техниче- ские решения, например беспроводные, чтобы не испортить само здание и интерьер, а в экс- позиционных залах обеспечить еще и третий рубеж, то есть защиту экспонатов. Третий рубеж охраны Необходимость извещателей, которые обес- печивают третий рубеж охраны, очевидна. Все- таки музей – это не хранилище, то есть мы июнь – июль 2020 www.secuteck.ru БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 60 Андрей Павлов Генеральный директор ООО "Русстрой Сервис" Рис. 1. Метки расположены на экспонатах в зале музея Беспроводные метки для третьего рубежа охраны музейных экспонатов Кража картины Архипа Куинджи "Ай-Петри" в январе 2019 г. долгое время находилась в фокусе внимания общественности. Картина была похищена на глазах у многочис- ленных посетителей музея. По счастливой случайности знаменитое полотно удалось вернуть. Но как избежать подобных инцидентов в будущем? Поиск решений по обес- печению безопасности музеев и музейных экспонатов в профессиональном сообще- стве ведется постоянно. Особенно затруднительным является оснащение соответ- ствующим оборудованием объектов с повышенными требованиями к сохранности – памятников истории и культуры 27 января 2019 г., в день 177-летия Куинджи, из Треть- яковской галереи украли картину "Ай-Петри. Крым". На глазах у много- численных посети- телей выставки зло- умышленник снял картину со стены, вытащил полотно из рамки и вынес из музея. Его приняли за сотрудника галереи и не оста- новили, а пропажу обнаружили только через несколько часов. После инцидента Мини- стерство культуры объявило о необходимости комплексной проверки систем безопасности во всех крупнейших музеях страны. Обеспечение охранно-пожарной безопасности в музеях – задача комплексная, при решении которой необходимо учитывать множество факторов. Так, для предотвращения краж "на рывок", как с картиной Куинджи, крайне важна скорость реакции охранников. Однако сигна- лизация обычно передает сигнал тревоги толь- ко на пост охраны, который находится совсем не рядом с местом преступления. Автоматиче- ская разблокировка дверей при пожаре делает возможной кражу ценностей. Сохранение интерьера, охрана временных выставок, лож- ные срабатывания при вибрации пола – нюан- сов и спорных моментов много. Как принять необходимые меры безопасности, которые вместе с тем отвечают нормативным требованиям? Сегодня на рынке беспроводных технологий разработаны надежные решения для охраны музейных экспонатов. В их основе – радиометки с виброчувствительным датчиком, которые крепятся на экспонаты, а также персо- нальные браслеты для сотрудников охраны и смотрителей музеев. При попытке перемеще- ния охраняемого предмета сигнал тревоги передается по надежному радиоканалу на брас- леты сотрудников. На экране устройства при этом указывается номер зала и название экспо- ната. Таким образом, охранник точно знает, в каком зале и какой экспонат пытаются украсть. Беспроводные технологии предполагают также минимальное вмешательство в интерь- ер помещения, быстрое оснащение времен- ных экспозиций без вывода объекта из экс- плуатации, экономию за счет отсутствия огне- стойких кабельных линий. На мой взгляд, сегодня, когда речь идет об охране музеев и музейных ценностей, радиосистемы становят- ся единственным правильным, наиболее удобным и надежным решением. Михаил Левчук Редактор рубрики "Беспроводные технологии", исполни- тельный директор ООО "Аргус-Спектр" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Защита музейных ценно- стей от краж и пожаров

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw