Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 65 вот лишь часть проблем, с которыми сталкивают- ся ИT-подразделения. 1. Необходимость обеспечить простоту и удоб- ство использования системы для пользовате- лей. Многие компании и организации сталкиваются с тем, что когда они начинают масштабировать свою систему, то применяемые ими решения не в состоянии обеспечить сотрудникам оператив- ность доступа к видеоданным. Это приводит к ненужной потере времени на выполнение простых действий и сказывается на производи- тельности труда. 2. Необходимость обеспечить эффективный мониторинг работоспособности всех компонен- тов системы. Решение этой задачи является одной из перво- степенных целей для крупных компаний. Обес- печение надежной и стабильной работы систе- мы и оперативной реакции на любые возни- кающие проблемы, а также быстрое их устра- нение – один из приоритетов для ИT-подразде- лений любой крупной организации. Эффективная работа и автоматизация обслуживания системы видеонаблюдения К способам организации работы и автоматиза- ции обслуживания системы видеонаблюдения как части ИT-инфраструктуры компании отно- сятся: 1. Обеспечение единой точки входа в масштаб- ную распределенную систему наблюдения. Сотрудники не должны держать в голове, например, по каким реквизитам подклю- чаться к тому или иному объекту для про- смотра видео. Для получения необходимых данных им должно быть достаточно просто авторизоваться и выбрать нужный объект из списка, автоматически предложенного системой. Эти задачи решит создание единой точки входа в систему для всех пользователей. Любой из сотрудников должен иметь возможность досту- па ко всем возможностям системы через мобильное приложение, браузер или клиент- ское приложение. Такое решение избавит работников организа- ции от совершения многих лишних действий и повысит их эффективность. 2. Обеспечение удобной работы с видео на рас- пределенных объектах. Когда в системе большое количество камер и видеорегистраторов, расположенных на уда- ленных друг от друга объектах, крайне важным становится организовать рабочий процесс таким образом, чтобы сотрудники могли быстро выполнять свои задачи. Для этого стоит использовать решения, кото- рые позволяют объединить распределенную систему видеонаблюдения из десятков тысяч серверов и сотен тысяч камер в единое целое. Администрирование системы Главными задачами в администрировании рас- пределенной системы видеонаблюдения являются: 1. Администрирование пользователей. Если в системе очень много пользователей и они часто меняются, это неизбежно ведет к большим затратам времени и ресурсов на поддержание всех данных в актуальном состоянии. Решением проблемы в данном случае будет максимальная автоматизация всех операций, выполняемых администраторами вручную, и избавление их от рутинных задач, отнимаю- щих большое количество времени. Прежде всего необходимо обеспечить эффек- тивное управление пользователями и их права- ми доступа из одной точки. Оптимальным способом организации системы прав доступа с точки зрения современного под- хода к решению подобных задач будет исполь- зование модели управления доступом на осно- ве ролей (RBAC – Role Based Access Control) и интеграции с Active Directory для импорта пользователей/групп пользователей. Для предотвращения различных случаев зло- употребления нужно предусмотреть дополни- тельные ограничения, например запрет одно- временного использования одной учетной записи разными людьми, а также иметь воз- можность осуществлять ограничение доступа по времени или по расписанию. 2. Настройка и обновление устройств. Ключевое понятие здесь – централизация. Важно наладить грамотную организацию про- цесса управления обновлениями и иметь воз- можность как точечного, постепенного, так и массового обновления всех устройств в рас- пределенной системе видеонаблюдения. То же самое касается и их настройки. Крайне жела- тельны централизованная настройка видеоре- гистраторов и инструмент для того, чтобы сле- дить за результатом выполнения процесса обновления или настройки и получать обрат- ную связь от каждого устройства. Мониторинг работоспособности системы Качественный мониторинг распределенной системы видеонаблюдения должен включать в себя следующие направления: 1. Получение оперативной информации от системы мониторинга. Вся информация о текущем "состоянии здо- ровья" оборудования должна быстро поступать администраторам системы. Получив уведомле- ние о потенциальной проблеме, оператор может убедиться в наличии поломки или выхо- да из строя камеры или регистратора и в случае необходимости выслать ремонтную бригаду для устранения неисправности оборудования. 2. Контроль подрядчиков. Многие компании частично или полностью доверяют обслуживание своей инфраструктуры внешним подрядчикам. Автоматический мони- торинг работоспособности всего оборудования позволяет контролировать работу подрядных организаций, осуществляющих обслуживание системы видеонаблюдения. 3. Консолидация произвольных данных со всех устройств в системе. Видеоданные, поступающие с камер видеона- блюдения, обеспечивают организацию боль- шим количеством полезной информации. Однако в современных условиях этого может быть недостаточно для понимания полной кар- тины происходящего в компании или на пред- приятии. Поэтому удобно иметь возможность доступа из единой точки ко всей релевантной информации, которая генерируется различны- ми устройствами, а не только к видеоданным. Например, иметь такой доступ к данным интеллектуальных модулей видеоаналитики или к данным, получаемым системой видеона- блюдения при интеграции с другим оборудо- ванием, таким как температурные датчики или POS-терминалы. Централизованный сбор дан- ных видеоаналитики и другой произвольной информации позволит составить более пол- ные, полезные и информативные отчеты. Орга- низация доступа через веб- и BI-инструменты будет полезна аналитикам компании, предо- ставляя им дополнительные данные для при- нятия решений и создании новых гипотез. 4. Построение удаленного ситуационного центра. В систему видеонаблюдения поступает огромное количество данных, и даже совре- менные модули видеоаналитики на основе нейронных сетей на сегодняшний момент не всегда в состоянии обработать такой огром- ный поток информации. Для того чтобы спра- виться с решением этой задачи, необходимо объединить усилия человека и искусственно- го интеллекта. Оптимальным способом здесь станет создание удаленного ситуационного центра, обязанности в котором распреде- ляются следующим образом: умная видео- аналитика генерирует различного рода тре- воги и уведомления в зависимости от постав- ленных задач, а оператор просматривает все поступающие от ИИ и различных систем и датчиков события, валидирует их и прини- мает решение о дальнейших действиях, например вызвать ремонтную бригаду для починки оборудования или группу быстрого реагирования на объект, на который проник- ли злоумышленники. Таким образом, можно быстро реагировать на события, требующие немедленных действий: открыть новую кассу для сокращения очередей в магазине или вызвать охранников для предотвращения кражи со склада. n www.secuteck.ru июнь – июль 2020 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Редакция советует Видеонаблюдение и видеоаналитика все чаще используются в качестве эффективных инструментов не только для обес- печения безопасности, но и для повышения эффективности технологических процессов, задач мониторинга, контроля каче- ства в самых различных отраслях. Эксперты TRASSIR разработали ряд практических рекомендаций по интеграции, настройке и управлению крупной (или даже колоссальной) системой видеонаблюдения с большим количеством пользователей и устройств.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw