Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2021

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 110 июнь – июль 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ КОМПлЕКСНыЕ РЕШЕНИя Для ЦОД: ИТ И ИНжЕНЕРНАя ИНфРАСТРУКТУРА пружинные шайбы, но даже с ними лучше регу- лярно проверять все соединения. Что ослабло – подтянуть, пока не поздно. Для проверки необязательно лезть руками в электрощит, можно проверить его тепловизо- ром – он покажет места, где нагреваются пло- хие контакты. Шины заземления следует прове- рять приборами и ручным инструментом (конт- ролировать момент затяжки болтового соеди- нения динамометрическим ключом), здесь теп- ловизор не поможет. Я просто отсекаю лишнее… Популярно мнение, что сложные системы чаще ломаются. Поэтому иногда возникает соблазн отказаться от некоторых "второстепенных" узлов. Если сделать это на этапе разработки проекта, можно заодно получить и экономию в результа- те отказа от "вредного" оборудования. А если удалить из системы "лишний" неисправный ком- понент, то его не придется ремонтировать! Но рано или поздно возникает необходимость, например, отключить ИБП или кондиционер от системы без прекращения ее функционирова- ния. И если в системе бесперебойного питания отсутствуют обходные (байпасные) панели, при помощи которых можно эксплуатировать систе- мы в обход данного отключенного устройства, то задача становится весьма нетривиальной. Другой вариант "отсечения лишнего" – желание поберечь ресурс и перевести резервное обору- дования в "холодный" резерв вместо "горячего", допустим выключить вручную резервный кон- диционер. Зимой у этого кондиционера забьет- ся снегом вентилятор внешнего блока (блок холодный, снег не тает), и при отказе основного кондиционера резервный не запустится. У нас есть план! Если непрерывность сервисов для вас действи- тельно важна, то для всех систем ЦОД должен быть четкий план действий на случай неисправ- ности, учитывающий выход из строя любого компонента: активация резерва, вызов сервис- ного подрядчика или оперативный ремонт собственными силами с использованием запча- стей, имеющихся у вас на складе. Представим, что вы используете водяную систему охлаждения с двумя контурами. У вас есть сер- висный контракт на холодильную машину (одно- го производителя) и сервисный контракт на сами кондиционеры (других производителей). Все ли хорошо? Ведь есть еще несколько компонентов в этой системе, без которых ничего не работает: два жидкостных контура (трубы, распредели- тельная и запорная арматура), теплообменник между ними, насосные группы и прочие "мело- чи", которые сервисными контрактами не при- крыты. А еще в контурах, кроме оборудования, есть рабочие жидкости, "срок жизни" которых хоть и велик, но не бесконечен. Даже антикорро- зионные присадки, добавляемые в теплоноси- тель, "живут" в системе не более нескольких лет, после чего теплоноситель надо заменить. Получается, нужен еще отдельный третий конт- ракт на обслуживание этих "дополнительных" узлов. А еще лучше – единый комплексный договор, чтобы не возникало ситуаций, когда все сторонние подрядчики футболят вас друг к другу, перекладывая ответственность. Другой пример: ИБП покрыт сервисным конт- рактом, а электрощиты и АКБ – нет. А ведь именно аккумуляторы повинны в большей части проблем с ИБП. Правильная утилизация – это важно! При проведении планового ТО заменяются рас- ходные материалы – это прекрасно. Вопрос: куда деваются старые? Куда денется теплоноси- тель, удаленный из системы кондиционирова- ния при ремонте или его замене? Что делать с отработавшими свой срок свинцово-кислотны- ми аккумуляторами? Держать все остатки у себя на складе или захламлять коридоры – плохой путь. Если у вас нет возможности заниматься утилизацией самостоятельно, перекиньте это на подрядчика. Он все равно постоянно приходит к вам, чтобы поработать, пусть уходит не с пустыми руками. А если за лето не успели израсходовать летнее дизельное топливо в ДЭС, но настала осень и пора заправлять зимнее? Вылить "неправиль- ную" солярку просто так – нельзя, оставить в баке – тоже нельзя. Не стоит рассчитывать и на то, что летом на зимнем топливе двигатель будет хорошо работать: при такой экономии вам гарантирован быстрый износ топливного насоса из-за худших смазывающих свойств зимнего топлива при летних температурах. Хорошо, если в организации есть автопарк и гараж, с которы- ми можно делиться. Или если планом регуляр- ных проверок ДЭС предусмотрено расходова- ние хотя бы части топлива. В противном случае и в договор на поставку топлива придется вклю- чить услуги по сливу и утилизации. Экономия должна быть экономной или?.. Один из тезисов, с которым регулярно сталки- вается ИТ-отдел, звучит так: "Мы на этом не зарабатываем, это внутренние нужды, надо экономить". Все так, но экономия должна быть разумной. Закономерным итогом неразумной экономии являются длительные простои внут- ренних ИТ-сервисов компании и внеплановые расходы. Причины – отказ оборудования, необходимость проведения дорогостоящего ремонта преждевременно износившегося обо- рудования, а также большое количество потра- ченных службой эксплуатации средств (напри- мер, среди ночи сбегать в магазин бытовой тех- ники и купить пару мобильных кондиционеров) и нервов (которые вообще никто не учитывает). Всегда есть соблазн привлечь к техническому обслуживанию не авторизованный сервис, а "тех, кто умеет это делать задешево". Например, компании, обслуживающей "бытовые" конди- ционеры в офисных помещениях, могут дове- рить обслуживание прецизионных кондиционе- ров в ЦОД. Но у организаций, специализирую- щихся на кондиционерах, предназначенных для создания комфортных условий для людей, обычно нет ни запчастей к специализированной технике, ни сотрудников, обученных работам именно на таком типе оборудования. К примеру, один хороший и опытный специалист однажды не смог найти терморегулирующий вентиль в прецизионном кондиционере только потому, что тот выглядит не так, как этот специалист привык. За спиной таких компаний не стоит производи- тель, который может в крайнем случае помочь отремонтировать оборудование силами своей сервисной службы. Нельзя забывать и о том, что при обслуживании силами не авторизован- ных производителем специалистов оборудова- ние, как правило, лишается гарантии. Иногда при бюджетном обслуживании и ремон- те реальные действия подменяются на их имита- цию, призванную создать иллюзию полного порядка. Например, кондиционер выдал ошибку "загрязнен воздушный фильтр". Можно очистить фильтр или поменять его на новый, а можно просто изменить настройки датчика, после чего тот перестанет сигнализировать о проблеме. В результате кондиционер больше не "жалуется", деньги получены, все довольны. Только почему- то ускорился износ вентиляторов, работающих с повышенной нагрузкой, и температура охлаж- дающего серверы воздуха подросла. А еще можно пропылесосить одноразовый бумажный фильтр вместо его замены на новый. Первые несколько недель фильтр действительно будет работать хорошо, но никакой пылесос не может очистить фильтр на 100%. Поэтому до состояния "пора менять" этот очищенный фильтр дойдет не за плановые полгода, а гораздо быстрее. Заменить разбитый подшипник в двигателе вентилятора вместо замены всего двигателя? В некоторых случаях (эксклюзивное оборудова- ние, запчасти для которого нельзя купить) это действительно оправданно. Для серийно про- изводящегося оборудования крупноузловая замена "родными" запчастями в итоге выгоднее. Разделите эту ношу Все упомянутые в статье случаи взяты из нашего опыта и действительно приключались с владельца- ми ЦОД в реальной жизни. Особенно подвержены риску небольшие корпоративные ЦОД, так как в коммерческих дата-центрах служба эксплуатации обычно достаточно большая, чтобы справляться с обслуживанием и ремонтами самостоятельно. Если же вы несете ответственность за бесперебой- ное функционирование корпоративного ЦОД, используемого вашей компанией для поддержа- ния критичных бизнес-процессов, то эта ноша может быть слишком тяжела. Попробуйте разде- лить ее с теми, кто имеет большой опыт эксплуата- ции и обслуживания инженерных систем ЦОД. n Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Редакция советует В статье рассмотрены проблемы эксплуатации небольших корпоративных дата- центров и даны рекомендации по их решению или предотвращению. Оборудование для ЦОД производит компания "Ниеншанц-Автоматика", которая имеет собственное производство, конструкторское бюро, тестовую лабораторию, сервис- центр – все это позволяет предоставлять клиентам качественную услугу. Большой опыт обеспечения пожарной безопасности в дата-центрах имеет компания "Грундфос".

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw