Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 15 как эти требования включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обяза- тельной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "Техниче- ский регламент о безопасности зданий и сооружений". Обязательные требования для всех объектов: 1. для обеспечения комплексной безопас- ности, антитеррористической защищенно- сти и охраны образовательных организа- ций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотруд- ников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видео- наблюдения, пожарной и охранной сигна- лизации и канала передачи тревожных сообщений в службу обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. 2. Система оповещения и управления эвакуаци- ей людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других дей- ствиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. 3. Система видеонаблюдения должна обес- печивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объ- екта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, а также дру- гие требования. При этом результаты проведения государствен- ной экспертизы проектной документации зданий образовательных организаций выявляют серьез- ные недостатки в части обеспечения их антитер- рористической защищенности – не учитываются обязательные требования к таким зданиям. В чем кроются причины неисполнения? несоответствия связаны с рядом причин, среди которых вопросы определения необходимого состава инженерно-технических средств охраны, обеспечивающих антитеррористическую защи- щенность зданий образовательных организаций, на этапе проектирования и строительства. Так, для установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий) проводится категорирование объектов (терри- торий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объ- ектов (территорий) при вводе объектов в экс- плуатацию, а также в случае изменения харак- теристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности. Таким образом, отсутствие требований к уста- новлению предварительной категории на этапе проектирования и строительства не позволяет определить необходимый состав инженерно- технических средств в целях обеспечения анти- террористической защищенности проектируе- мых зданий. аналогичная ситуация складывается при опре- делении класса объектов по значимости в соот- ветствии с требованиями СП 132.13330.2011 "Свод правил. Обеспечение антитеррористиче- ской защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования". ввиду недостаточности критериев, установленных законодательными актами Российской Федера- ции, класс объектов определяется по усмотре- нию заказчика или застройщика. Кроме того, согласно требованиям к антитерро- ристической защищенности объектов (террито- рий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относя- щихся к его сфере деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, выбор и оснащение объектов (территорий) инженер- но-техническими средствами и системами охра- ны конкретных типов определяются в техниче- ском задании на проектирование инженерно- технических средств охраны при новом строи- тельстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов (территорий). Однако проектные организации и заказчики строительства (реконструкции) зданий образо- вательных организаций в большинстве случаев не уделяют должного внимания определению достоверного класса объекта по значимости, что приводит к недостаточным и неэффектив- ным или, наоборот, избыточным техническим решениям применительно к конкретным объ- ектам проектирования. Универсального подхода нет, но есть минимальные требования нормативные документы, какими бы полноцен- ными они ни были, не способны учесть все воз- можные риски реализации террористических угроз, так как каждый проектируемый или существующий объект индивидуален – имеет собственную уникальную архитектуру, техниче- ские характеристики, место размещения. Сле- довательно, не всегда эффективен единый стандартный подход для решения поставленных задач, он лишь позволит установить минималь- ные требования. Поэтому для каждого учебного учреждения требуется глубокая проработка тех- нических решений с целью максимального сни- жения рисков реализации террористических угроз путем предотвращения несанкциониро- ванного доступа на объект нарушителей. При разработке проектных решений, строитель- стве и вводе в эксплуатацию зданий образова- тельных организаций, как и любых других общественных зданий, необходим комплекс- ный подход с возможным обоснованием техни- ческих решений в части обеспечения антитер- рористической защищенности результатами исследований, расчетов, испытаний, моделиро- ванием сценариев и оценкой рисков. При формировании проектных решений по организации доступа в здания образовательных организаций целесообразно входы в здания разделить на три условные группы: 1. Центральные входы (один или несколько), где будут осуществляться процедуры идентифи- кации людей, в том числе с возможностью при- менения системы контроля и управления досту- пом, а также проводиться досмотровые меро- приятия с целью обнаружения взрывных устройств, оружия и боеприпасов. 2. Служебные входы, через которые осуществ- ляются технологические процессы (завоз продук- тов для столовой, вынос бытовых отходов и т.д.). Проход через данные входы должен осуществ- ляться по мере необходимости под контролем работника охраны или уполномоченного для этих целей лица с осуществлением процедуры иден- тификации людей и досмотра вносимых или выносимых предметов (продуктов, имущества). 3. Эвакуационные выходы, которые предна- значены исключительно для эвакуации и никаким образом не используются для прохода в здание. в соответствии с требованиями нормативных документов входы 1-й и 2-й группы должны быть оснащены системами охранного телевиде- ния, охранной и тревожной сигнализации и экс- тренной связи в соответствии с требованиями п. 7.4 СП 132.13330.2011 "Свод правил. Обес- печение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования про- ектирования". Условия, без которых обеспечить безопасность сложно или невозможно Проведя анализ большого количества про- ектных решений в части обеспечения антитер- рористической защищенности строящихся и реконструируемых зданий и сооружений обще- ственного назначения, включая здания образо- вательных организаций, можно сделать выво- ды, что для решения актуальных задач обес- печения безопасности на указанных объектах необходимо выполнение следующих условий: 1. неукоснительное исполнение обязательных требований антитеррористической защищенно- сти, требований технических регламентов и нор- мативных актов Правительства Российской Феде- рации как на этапе проектирования, так и на этапе строительства, ввода в эксплуатацию и непосредственно эксплуатации зданий образова- тельных организаций. Это позволит обеспечить необходимый уровень безопасности, снизить риск нанесения ущерба жизни и здоровью людей при совершении попыток реализации крими- нальных проявлений и террористических угроз. 2. Своевременная актуализация нормативной документации, паспорта объекта, рекоменда- ций и инструкций в области обеспечения анти- террористической защищенности рассматри- ваемых объектов, учитывающая анализ совер- шаемых преступлений во всем мире, современ- ный отечественный и международный опыт борьбы с терроризмом и тенденции развития современных и перспективных технических средств защиты. 3. Установление в нормативных документах требований предварительного категорирования на этапе проектирования и строительства, а также уточнение полного перечня критериев с целью определения класса объектов по значи- мости, соответствующего уровню угроз, что поз- волит определить минимально необходимый состав инженерно-технических средств охраны и средств антитеррористической защиты уже на этапе проектирования. n СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй www.secuteck.ru июнь – июль 2021 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw