Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 23 В опросы обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации возникли еще на заре становления государственности и продолжают сохранять свою актуальность до настоящего времени. При этом следует отметить, что систе- ма обеспечения защиты населения и террито- рий от чрезвычайных ситуаций столкнулась в настоящий момент с новыми вызовами и угрозами, ключевыми из которых являются: l стихийные бедствия, связанные с глобальным изменением климата, активизацией геофизи- ческих и космогенных процессов; l угрозы для населения и территорий, вызван- ные негативным изменением окружающей среды, а также усложнением технологических процессов, что влечет за собой увеличение размеров ущерба в результате аварий; l особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, в том числе свя- занные с увеличением интенсивности мигра- ционных процессов и повышением уровня урбанизации; l техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные ухудшением состояния объ- ектов инфраструктуры, а также возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия 1 . Со сходными угрозами сталкивается не только Россия, но и все человечество в целом, это определило формирование единой концепции усилий мирового сообщества по выходу из сло- жившейся обстановки. Создание государственных и муниципальных программ К решению вопросов снижения рисков возник- новения чрезвычайных ситуаций и минимиза- ции их последствий мировое сообщество подо- шло системно. Принимаемые в настоящее время программы, протоколы, стратегии 2, 3, 4, 5 в данной области охватывают практически все сферы международных отношений. Последние изменения в нормативно-правовой базе 6 потребовали создания государственных и муниципальных программ, предусматриваю- щих планирование и осуществление мероприя- тий, направленных на решение задач в области развития гражданской обороны, защиты насе- ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и без- опасности людей на водных объектах. 3 шага: от оценки до математической модели С целью разработки рационального перечня и объемов мероприятий, осуществляемых в рамках реализации государственной полити- ки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, необходимо: 1) предложить механизм оценки, позволяющий проводить достоверную оценку эффективности реализуемых мероприятий; 2) всесторонне изучить особенности влияния выделяемых для проведения мероприятий ресурсов на основные показатели эффективно- сти реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 3) на основе проведенной оценки предложить адекватные математические модели, позволяю- щие осуществлять эффективное решение задач стратегического планирования в рамках реали- зации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычай- ных ситуаций. При этом проблема рационального использо- вания средств, выделяемых для реализации соответствующих программ, может быть реше- на методами оптимизации. Вычисление ключевых показателей Главной идеей является разработка комплекс- ного показателя оценки эффективности реали- зации государственной политики субъекта в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. а затем на основе решения оптимизационной задачи предстоит выбор рациональных перечня и объемов меро- приятий, реализация которых позволит повы- сить уровень защищенности населения и терри- торий субъекта от чрезвычайных ситуаций. Перечень и объемы мероприятий найти совокупность перечня и объемов меро- приятий по реализации государственной поли- тики субъекта в данной области, которые поз- волят достичь максимальных значений показа- теля эффективности, предлагается по формуле: www.secuteck.ru июнь – июль 2021 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Анатолий Рыбаков Начальник научно-исследовательского центра ФГБВОУ ВО "АГЗ МЧС России" (г. Химки), д.т.н., профессор Евгений Иванов Начальник научно-исследовательского отдела ФГБВОУ ВО "АГЗ МЧС России" (г. Химки), к.т.н. Владимир Нестеров Заместитель начальника Академии (по учебной работе) ФГБВОУ ВО "АГЗ МЧС России" (г. Химки) Нейронные сети для защиты населения и территорий от ЧС В статье рассматривается нестандартный подход к решению задачи повышения эффективности реализуемых в субъекте мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В основе структуры предлагаемой методики распределения ограниченных ресурсов лежат идеи нейросетевого моделирования 1 Указ Президента Российской Федерации № 12 от 11 января 2018 г. "Основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287639/ 2 Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml 3 Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы – итоговый документ Третьей Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий. https://www.unisdr.org/files/43291_russiansendaiframeworkfordisasterri.pdf 4 Протокол по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/protocol_ecology.pdf 5 Рамочная конвенция об изменении климата. Парижская конвенция. https://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/l09r.pdf

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw