Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 29 Н аш мир находится в постоянном движении, изменяются и совершенствуются все сферы жизнедеятельности общества. не отстают, а зачастую и разрабатываются опережающими темпами методы совершения актов незаконного вмешательства (анв) в деятельность транспорт- ного комплекса. и хотя технологии обеспечения антитеррористической защищенности и транс- портной безопасности не стоят на месте, так называемая гонка вооружений будет длиться еще не одно поколение. интенсификация транспортной отрасли, эволю- ционное развитие транспортных систем ставят новые задачи в вопросах транспортной без- опасности. Чем более сложные системы соз- даются человечеством, чем быстрее становятся скорости передвижения и чем больше пассажи- ро- и грузопотоки, тем более сложные пробле- мы приходиться решать в области обеспечения транспортной безопасности [1]. Объекты транспортной инфраструктуры – одна из важнейших целей преступников Транспортный комплекс является одним из основных объектов, подверженных соверше- нию правонарушений. Его составляющие нередко становятся средством достижения пре- ступных целей лиц и организаций, пытающихся путем совершения противоправных акций добиться удовлетворения имущественных, политических, религиозных и иных целей, под- вергая при этом опасности сотни человеческих жизней. Преступления террористического характера, как правило, отличаются тщательной подготовкой, изощренностью и, как показывают события последних лет, обращением к новым техническим средствам их совершения [2]. никогда не следует забывать о том, что среди всех практически возможных мест массового скопле- ния людей наиболее часто террористическим актам подвергаются именно объекты транспорт- ной инфраструктуры, где, согласно существую- щей статистике, происходит до 70% всех случаев. Подобная особенность предопределяет необхо- димость повышенного внимания соответствую- щих силовых структур и специалистов к транс- портному терроризму как наиболее распростра- ненной форме столь неблаговидной и предельно опасной для общества деятельности, которая и постоянно совершенствуется в плане извращен- ности своих разрушительных действий, при этом типы и формы использования транспортных средств для претворения в жизнь преступных асо- циальных намерений террористов систематиче- ски трансформируются. Соответственно, статисти- ка транспортного терроризма приобретает осо- бую и все возрастающую актуальность как в научном, так и в прикладном аспектах [3]. Потенциальные угрозы объектам транспортной инфраструктуры При проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТи) произво- дится изучение способов реализации потенци- альных угроз совершения анв. всего таких угроз девять, и утверждены они межведом- ственным приказом минтранса России, ФСБ России и мвд России от 05.03.2010 г. N 52/112/134: 1. Угроза захвата – возможность захвата ОТи, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания. 2. Угроза взрыва – возможность разрушения ОТи или нанесения ему и/или его грузу, здоро- вью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела). 3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТи взрывных устройств (взрывчатых веществ) (вУ, вв)) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТи вУ (вв), которые могут разрушить ОТи, нанести им и/или его грузу повреждения. 4. Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения ОТи или его критиче- ских элементов опасными химическими, радио- активными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. 5. Угроза захвата критического элемента ОТи – возможность захвата критического элемента ОТи, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания. 6. Угроза взрыва критического элемента ОТи – возможность разрушения критического элемен- та ОТи или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функ- ционированию ОТи, жизни или здоровью пер- сонала, пассажиров и других лиц. 7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТи вУ (вв) – воз- можность размещения или совершения дей- ствий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТи вУ (вв), которые могут разрушить критический элемент ОТи или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТи, жизни или здоровью персонала, пассажи- ров и других лиц. 8. Угроза блокирования – возможность созда- ния препятствия, ограничивающего функциони- рование ОТи, угрожающего жизни или здоро- вью персонала, пассажиров и других лиц. 9. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТи, которое может приве- www.secuteck.ru июнь – июль 2021 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Модели нарушителей и транспортная безопасность Защита транспортного комплекса и обеспечение безопасности объектов имеют огромное значение для безопасности страны, поддержания социальной стабильно- сти общества. При решении этой задачи немаловажную роль играют знания о потен- циальных угрозах и преступниках, совершающих акты незаконного вмешательства. В статье рассматриваются различные модели нарушителей, изучаются способы реа- лизации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в дея- тельность транспортного комплекса Авторечвокзал "Ханты-Мансийск", тренировка проноса тест-предмета
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw