Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 30 сти их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. можно резюмировать, что компетентными причастными органами рассмотрены самые возможные потенциальные угрозы соверше- ния актов незаконного вмешательства на транспортном комплексе. некоторые из угроз являются наиболее привлекательными для достижения целей нарушителей. вместе с тем, если учитывать современный уровень информационных технологий и условия теку- щей санитарно-эпидемиологической обста- новки, которые уже никому не кажутся вре- менным явлением, данный перечень угроз должен быть актуализирован, а главное – не быть типовым для каждого вида транспорта. Обеспечение транспортной безопасности – научная задача Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористи- ческой защищенности объектов транспорта находит свое отражение в глубоком и много- гранном анализе потенциальных угроз. Объ- ективность и своевременность анализа позво- ляют выбирать наиболее правильное направле- ние для каждого объекта в отдельности, с даль- нейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту [4]. Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструкту- ры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. ни одна страна мира не может этого себе позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая сни- зить ущерб от угроз в сфере транспортной без- опасности. Оптимизация работы транспортной инфраструктуры – это научная задача, от пра- вильного решения которой зависит работа системы обеспечения транспортной безопасно- сти. не случайно повышение комплексной без- опасности и устойчивости транспортной систе- мы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" [5]. Одним из исследуемых факторов являются модели нарушителей, каждая из которых пред- ставляет собой совокупность сведений о чис- ленности нарушителей, их оснащенности, под- готовленности, осведомленности, а также потенциальных действиях. Проблемы разработки моделей нарушителей Определение границ ответственности в рамках любого вопроса всегда являлось и является очень сложной проблемой, поскольку чаще всего носит субъективный, а значит и договор- ной характер. Проектная модель нарушителя также отражает необходимость взаимной "дого- воренности" собственника ОТи и государства по задачам и ответственности за обеспечение без- опасности данного ОТи. исходя из этого, разра- ботка и утверждение документа с описанием проектной модели нарушителя должна носить совместный характер. Типаж нарушителей, кото- рые могут совершить различные анв на ОТи, нормативными документами также не опреде- лен. Хотя по многим признакам в качестве основного нарушителя предполагается терро- рист, никаких конкретных указаний на это нет. Получается, что по умолчанию на каждый кон- кретный ОТи возлагаются требования по нейтра- лизации любых угроз анв, реализуемых любы- ми типами нарушителей. Естественно, что без конкретизации сбалансированных и всеобъем- лющих мер обеспечения транспортной безопас- ности между государственными силовыми струк- турами и субъектами транспортной инфраструк- туры невозможно говорить о доверительном сотрудничестве между ними и достижении выполнения задач, поставленных в Фз-16 [6]. несмотря на это, на основании накопленного опыта в обеспечении оценки уязвимости объ- ектов транспорта сформируем основные составляющие базовой модели нарушителя. Типология нарушителя Типология нарушителя характеризуется его отношением к защищаемому объекту, количе- ственным составом и его возможности по пре- одолению системы охраны: l внешний одиночный – лицо, которое может находиться на ОТи, не входящее в состав пер- сонала ОТи и не имеющее права доступа в зону транспортной безопасности ОТи; l внешний групповой – террористические, кри- минальные группы и пр.; l внутренний одиночный – персонал ОТи и другие лица, имеющие допуск в зону транс- портной безопасности ОТи, оказывающие содействие внешнему нарушителю в зоне транспортной безопасности ОТи; l внутренний групповой – террористические, криминальные группы и пр., внедренные в состав персонала ОТи; l комбинированный – внешний и внутренний нарушители, действующие совместно. Оснащенность нарушителя Согласно определению Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-Фз "О транспортной без- опасности", акт незаконного вмешательства (анв) – противоправное действие (бездей- ствие), в том числе террористический акт, угро- жающее безопасной деятельности транспортно- го комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Совершение анв любым указанным типом нарушителя характеризуется оснащенностью последнего различными вспо- могательными средствами. Категория "транспортная безопасность", являясь одним из объектов уголовно-правовой охраны, представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вме- шательства. иначе говоря, акт незаконного вме- шательства – это имеющаяся или реализованная угроза безопасному и устойчивому функциони- рованию транспортного комплекса [7]. нарушитель может быть оснащен: l финансовыми средствами – для подкупа пер- сонала ОТи в целях получения содействия при совершении анв в деятельность ОТи; l транспортными средствами (автомобилями, летательными аппаратами, плавсредствами и др.), специальными инструментами, снаря- жением, приспособлениями – для преодоле- ния преград в целях ускоренного (скрытного) перемещения; l специальной техникой, воздействующей на системы управления инженерно-технически- ми системами обеспечения транспортной без- опасности ОТи, компьютерные и электриче- ские сети; средствами связи, а также сред- ствами, воздействующими на персонал ОТи (химические вещества, генераторы электро- магнитных воздействий и т.п.) – в целях бес- препятственного доступа в зону транспортной безопасности ОТи; l огнестрельным и холодным оружием, хими- ческими, взрывчатыми и др. веществами – в целях совершения анв в деятельность ОТи. Подготовленность нарушителя Одним из решающих факторов в совершении анв является подготовленность нарушителя к воздействию на систему безопасности охра- няемого объекта: 1. Физическая подготовленность нарушителя к совершению анв: l высокая – нарушитель имеет профессиональ- ные навыки быстрого перемещения на боль- шие расстояния, преодоления естественных и искусственных препятствий, скрытного пере- мещения (кроссовая подготовка, преодоление ограждения и вертикальных стенок, перебеж- ки и переползания, рукопашный бой и т.п.); l средняя – нарушитель имеет общепринятый среднестатистический уровень физической подготовки с практическим опытом проведе- ния террористических акций, специальная физическая подготовка нарушителя не прово- дилась; l низкая – нарушитель не имеет физических навыков. 2. Подготовленность нарушителя владением оружием и техническими средствами: l высокая – нарушитель прошел подготовку (тренировку) на аналогичном объекте или его полномасштабном макете и имеет опыт в проведении аналогичных террористических актов; l средняя – нарушитель имеет практический опыт проведения террористических актов; l низкая – нарушитель прошел курс начальной подготовки с использованием общих схем, не имеет практического опыта проведения тер- рористических актов. Физическая подготовленность нарушителя Физическая подготовленность нарушителя характеризуется развитостью его физических возможностей перемещения на объекте, пре- одоления препятствий. Соответствующие пси- хологические особенности и физическое состояние позволяют определить высокоподго- товленного нарушителя как осторожного, реши- тельного, физически развитого человека. Сла- бый уровень психофизической подготовленно- сти характеризуется плохим физическим разви- тием, высоким уровнем тревожности наруши- теля, неуверенностью в себе. между ними про- межуточное положение занимает средний уро- вень психофизической подготовленности. июнь – июль 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw