Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 Техническая подготовленность нарушителя Уровень технической подготовленности нару- шителя характеризуется наличием у него техни- ческих средств для проникновения и навыками обращения с ними. высокая степень техниче- ской подготовленности характеризуется нали- чием специального набора инструментов, обо- рудования и высокой квалификацией по их применению. для технически среднеподготов- ленного внешнего или внутреннего нарушителя это может быть подобранный под задачу набор самодельных или усовершенствованных техни- ческих средств. нарушитель с низким уровнем технической подготовки использует подручные, бытовые легкодоступные средства или не использует их вообще [8]. Осведомленность нарушителя на уровень подготовленности нарушителя существенно влияет его осведомленность об ОТи и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности. можно выделить три уровня осведомленности: l высокая – нарушитель изучил инженерно- техническую систему обеспечения транспорт- ной безопасности ОТи, зону транспортной безопасности ОТи и другую информацию о функционировании ОТи; l средняя – нарушитель знает сравнительно много об ОТи, но не знает его уязвимых мест, недостаточно информирован об инженерно- технической системе обеспечения транспорт- ной безопасности; l низкая – имеет общее представление об ОТи и инженерно-технической системе обеспече- ния транспортной безопасности, не знает места нахождения критических элементов ОТи. Тактика действий нарушителя для реализации одной из потенциальных угроз совершения анв, указанных выше, и в зависи- мости от конкретных целей, которые наруши- тель ставит перед собой, можно выделить сле- дующие тактики его действий: l силовое нападение – вооруженное нападение на ОТи, повреждение инженерно-техниче- ской системы обеспечения транспортной без- опасности, разрушение критических элемен- тов ОТи и отход; l скрытое проникновение – проникновение на ОТи без обнаружения средствами инженер- но-технической системы обеспечения транс- портной безопасности и силами обеспечения транспортной безопасности; l обманное проникновение – проникновение на ОТи с использованием поддельных доку- ментов, ключей, идентификаторов личности и т.п. (при этом необходимо рассматривать вариант, при котором внешний нарушитель действует совместно с внутренним). Формирование базовой модели нарушителя все вышеуказанные характеристики нарушите- ля являются не более чем составными частями единого целого – базовой модели нарушителя, которая формируется благодаря анализу мно- гих факторов и разрабатывается специально для конкретного типа ОТи. Созданная модель нарушителя принимается как базовая, и применительно к ней проходит раз- работка модели угроз. здесь могут быть полез- ными натурные испытания для количественной оценки возможностей "базового" нарушителя, например времени преодоления инженерных средств защиты и технической укрепленности объекта, возможностей обхода системы охран- ной сигнализации. завершающим этапом раз- работки модели угроз является формирование требований к возможностям будущей системы охраны и безопасности объекта в виде списка сценариев действий для проникновения нару- шителя "базовой" модели, которые она должна обнаружить. При этом необходимо учитывать также возможные воздействия внешних и внут- ренних случайных факторов, которые могут способствовать достижению нарушителем своей цели [8]. Как упоминалось выше, формирование базовой модели нарушителя и разработка мер по защи- те объекта в зависимости от сформированной модели лежат целиком и полностью на субъекте транспортной инфраструктуры, что вызывает определенную реакцию у работников транс- портных предприятий, которые, в отличие от представителей силовых ведомств, не обладают опытом и знаниями в области антитеррористи- ческой защищенности. Необходимость системного подхода к обеспечению безопасности транспортного комплекса страны анализ национальных интересов России, вклю- чая национальную безопасность, указывает на особую роль транспортного комплекса и транс- портной безопасности в их обеспечении. Эта роль обусловлена наличием задач государствен- ной важности, необходимым условием решения которых является устойчивая, эффективная и безопасная работа транспортного комплекса, его опережающее по сравнению с другими отрасля- ми экономики развитие [9]. Существующие на сегодняшний день в России тер- рористические угрозы на транспорте, в том числе на городском, побуждают федеральные и регио- нальные органы исполнительной власти системно подходить к обеспечению антитеррористических мер. данный подход заключается во всестороннем анализе и прогнозе развития ситуации, раннем обнаружении планируемых террористических актов, оперативном сопровождении поступающей информации и заблаговременном упреждающем воздействии на террористическую угрозу [10]. Список литературы: 1. Голубкина К.в., абрамян С.К. Проблемы в сфере реализации транспортной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. С. 47–49. 2. Пестов н.н. Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельно- сти по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте мвд России // Труды академии управления мвд России. 2015. № 2 (34). С. 34–38. 3. левин а.О. Предупреждение террористических актов на транспорте // вестник московского уни- верситета мвд России. 2014. №5. С. 114–117. 4. амельчаков и.Ф., Тычинин С.в., Карагодин а.в., москаленко С.а. актуальные проблемы антитер- рористической защищенности объектов транс- портной инфраструктуры // Проблемы право- охранительной деятельности. 2017. №1. С. 6–10. 5. Сидоренко а.в., махина С.н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 70–73. 6. ничиков а. Понятие "модель нарушителя" и его связь с задачами обеспечения транспортной безопасности // Комплексные системы без- опасности. 2014. № 2. С. 31–36. 7. Фокин м.С. новые угрозы безопасности на транспорте // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 86–96. 8. дровникова и.Г., Буцынская Т.а. модель нарушителя в системе безопасности // Системы безопасности. 2008. № 8. С. 144–147. 9. мышко Ф.Г., Целуйко а.в. Транспортная без- опасность // вестник московского университе- та мвд России.2013. № 12. С. 124–125. 10. Шомахов м.К. К вопросу обеспечения безопас- ности городского общественного транспорта от тер- рористических угроз // Труды академии управле- ния мвд России. 2014. №4. С. 125–128. n www.secuteck.ru июнь – июль 2021 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Антитеррористические учения в Краснодарском крае, 2019 г. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw