Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2021
В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 49 Чтобы построить СМО-модель замкнутого типа (для упрощения процесса будем считать, что в нашей модели используется исключительно СОТ), следует задать следующие компоненты: 1. Входной поток. 2. Дисциплина очереди. 3. Механизм обслуживания. На рис. 1 приведена типовая схема СМО. На схеме видно, что часть заявок в нашей системе будет отклонена еще до попадания в очередь на обработку. Еще часть будет отклонена, уже будучи в очереди на обработку (обычно это происходит из-за длительного ожидания, поте- ри актуальности). Какой-то процент заявок не будет обработан из-за поступления более прио- ритетных задач и т.д. В нашем случае при работе с СОТ входным потоком является совокупность событий, посту- пающих из объекта массового скопления. Очереди – это механизмы системы по накопле- нию событий. Они основываются на правилах пребывания в очереди (дисциплина). Для них важны такие параметры, как длина очереди (в системах безопасности она безусловно конечна) и ее структура (связь между местами в очереди). От выбора дисциплины (речь идет о таких дисциплинах, как FIFO – First in, First out, LIFO – Last in, First out, SF – Short Forward) зави- сит время, которое система потратит на отра- ботку заявок и событий в очереди. Соответ- ственно, правильно подобранная дисциплина позволит сократить это время и оптимизировать работу всей системы в целом. Работа с потоками данных и классификация событий И последний элемент нашей модели – это кана- лы. В случае с системой охранного телевидения каналами являются элементы обработки собы- тий (аппаратно-программные комплексы или операторы системы). На рис. 2 представлена классификация СМО. Для системы безопасности используются мно- гоканальные разнородные СМО (каналы могут отличаться длительностью обслуживания одной заявки), СМО замкнутого типа (поток заявок ограничен, заявки, покинувшие систему, могут в нее возвращаться), многофазные (обслужи- вание состоит из нескольких неоднородных эта- пов) СМО. На рис. 3 представлен состав потока информа- ции на примере упрощенной модели СОТ. На схеме видно, что каждое событие (инфор- мационный поток) предсказывает момент появления следующего события или явления (так называемый поток Эрланга). Простейший пример: детекция движения предсказывает событие, а именно появление определенного объекта (человека, автомобиля и т.д.). То есть одно событие можно считать последствием (следствием) другого. На практике мы чаще встречаемся со следствием целой цепи других событий. При этом в разрабатываемой модели можно учитывать глубину такой цепи (напри- мер, обнаружен автомобиль → распознан номер → автомобиль в розыске и т.д.). Без- условно, что чем больше глубина цепи, тем сильнее размывается связь первого и последне- го событий. Оптимальную глубину цепи следует определять в зависимости от масштабов объ- екта и сложности модели, а также от наличия на объекте других систем (помимо СОТ), гене- рирующих данные для дальнейшей обработки. На основе детальной информации об ОМС уже возможно построить рабочую модель СМО, которая будет учитывать не только существую- щие элементы системы, но и те, которые заказ- чик еще только планирует внедрить. В оконча- www.secuteck.ru июнь – июль 2021 Рис. 1. Схема системы массового обслуживания (СМО) Рис. 2. Классификация системы массового обслуживания (СМО) Системы массового обслуживания Теорию потока однородных событий, которая легла в основу теории массового обслуживания (ТМО), разработал советский математик А.Я. Хинчин. Первые задачи ТМО были рас- смотрены сотрудником Копенга- генской телефонной компании ученым Агнером Эрлангом в период 1908–1922 гг. Эрланг поставил перед собой задачу упорядочить работу телефонной станции и заранее рассчитать качество обслуживания потреби- телей в зависимости от числа используемых устройств. Сегодня модели СМО исполь- зуются в различных сферах и применительно к разным клас- сам объектов, где существуют потоки событий, очереди и кана- лы их обработки. К таким систе- мам можно отнести такие объ- екты, как: l банки; l системы управления светофор- ным оборудованием; l системы противовоздушной обороны; l погрузочно-разгрузочные стан- ции и т.д. На примере СОТ этот метод тео- рии массового обслуживания позволяет смоделировать работу системы и проанализировать степень влияния параметров/ана- литических методов нашей моде- ли на итоговую эффективность системы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw