Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2021
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 72 К омплекс сооружений санно-бобслейной трассы включает в себя искусственно охлаждаемый железобетонный желоб, предна- значенный для проведения спортивных сорев- нований по бобслею, скелетону и санному спорту. Вдоль трассы, в соответствии со спортивной технологией, размещаются обслуживающие постоянные и временные здания и сооружения. К постоянным зданиям и сооружениям относят- ся: санно-бобслейная трасса и здания старта бобов и саней (мужчины), старта саней (жен- щины), финиша, взвешивания и забора саней, операторской, аммиачной станции, пожарного депо и единого центра управления. Желоб максимально повторяет существующий уклон местности. Длина желоба – 1814 м при длине покатого уклона 1450 м. Оставшаяся часть трассы имеет контруклон, без изгибов и поворотов, и предназначена для гашения ско- рости спортсменами. Для обеспечения максимального уровня зри- тельного восприятия соревнований вдоль трас- сы, на мужском и женском стартах и финишной петле располагаются зрительные трибуны. При проектировании специалисты ориентиро- вались на трассы, построенные в других стра- нах, однако расположение в пределах Сочин- ского национального парка заставило заказчи- ков предъявлять более строгие требования к решению экологических вопросов создания трассы, а также соблюдать нормы законода- тельства в области строительства уникальных объектов. Законодательные требования к строительству трассы В соответствии с ФЗ № 310-ФЗ от 1 декабря 2007 г. "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим- пийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 "О Программе строи- тельства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта" было принято решение о строительстве п. 4 Программы "Санно-бобслейная трасса с инже- нерной защитой и внеплощадочными сетями электроснабжения, водоснабжения и канализа- ции (проектные и изыскательские работы, строительство)". На момент принятия решения о строительстве санно-бобслейной трассы в Российской Федерации действовало распоря- жение Правительства Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 1047-р, которым был утвер- жден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивает- ся соблюдение требований Федерального зако- на "Технический регламент о безопасности зда- ний и сооружений". Одними из обязательных к применению стандартов были ГОСТ Р 22.1.12–2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система монито- ринга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" и ГОСТ Р 53778–2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга техниче- ского состояния", которые требовали наличия на объекте автоматизированной системы мони- торинга деформационного состояния несущих конструкций (СМК) как одной из частей струк- турированной системы мониторинга и управле- ния инженерными системами зданий и соору- жений (СМИС). В целях защиты объекта от оползневых про- цессов в соответствии с проектом и норматив- ной базой были построены 32 подпорные стены и организовано обеспечение объекта автоматизированной системой мониторинга деформационного состояния несущих кон- струкций для контроля технического состояния конструкций и выявления негативных измене- ний напряженно-деформированного состоя- ния несущих конструкций объекта в ходе его эксплуатации. Объектами мониторинга являются желоб, зда- ние аммиачной станции, подпорные стены и грунты. Ключевые показатели СМК Мониторинг объекта осуществляется на основе контроля изменения контролируемых парамет- ров, характеризующих напряженно-деформи- июнь – июль 2021 www.secuteck.ru Вячеслав Палащенко Начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС филиала ФГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России" в г. Сочи (Центр санного спорта "Санки") Павел Казаков Начальник отдела обслуживания слаботочного оборудования, КИПиА и систем пожарной безопасности филиала ФГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России" в г. Сочи (Центр санного спорта "Санки") Андрей Мурыгин Главный специалист отдела обслуживания слаботочного оборудования, КИПиА и систем пожарной безопасности филиала ФГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России" в г. Сочи (Центр санного спорта "Санки") Система мониторинга деформации несущих конструкций Наибольшую опасность для олимпийских объектов и объектов горнолыжного класте- ра Красной поляны представляют подвижки грунта (оползневые явления). Ежегодно в горах Сочи сходят десятки небольших селей, однако при интенсивном увлажнении верхних слоев почвы случаются и крупные оползни. Так, в 2016 г. на курорте НАО "Красная поляна" сошел сель, в результате которого погиб спасатель. В 2019 г. более 1,5 тыс. куб. м грунта сошли на территории курорта "Роза Хутор". Комплекс объектов санно-бобслейной трассы построен на участке северного склона горы Аибга и имеет три оползнеопасных склона, причем один из них расположен непо- средственно рядом со зданием аммиачно-холодильной станции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw