Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 85 большей территории с использованием око- нечных средств оповещения, чем зона воздей- ствия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития ЧС. Такой эффект возможен при срабатывании системы опове- щения в циркулярном или групповом режиме оповещения, при которых может быть задей- ствовано больше средств оповещения, чем того требует ситуация. Существует реальная угроза того, что если СОУЭ будет иметь приоритет над сигналами оповещения о ЧС, то в момент воз- никновения реальной угрозы и необходимости оповещения о ЧС СОУЭ будет "занята" обработ- кой сигналов от системы пожарной сигнализа- ции. В ином случае может получиться так, что сигнал об угрозе возникновения ЧС (или проверочный сигнал комплексной проверки систем оповеще- ния населения) заблокирует реальный сигнал о пожаре. Дебаты о приоритетах сигналов ведутся давно, до настоящего времени решения нет. Поэтому в зданиях и сооружениях устанав- ливаются две системы оповещения, каждая из которых должна выполнять свои функции. Технические ограничения А теперь расссмотрим технические ограниче- ния, связанные с использованием СОУЭ для трансляции сигналов оповещения населения о ЧС. Система оповещения должна иметь воз- можность передачи сигналов оповещения и экстренной информации. Многие СОУЭ стро- ятся на сценарном принципе. Это означает, что заранее разрабатываются возможные варианты возникновения пожаров и в соответствии с каждым вариантом в СОУЭ записывается сообщение о пожаре. Часто количество таких сценариев ограничивается одним. Ввод сообщения в таких СОУЭ не предусмотрен, и, следовательно, такие системы не могут быть использованы. Следующим техническим ограничением являет- ся зона оповещения. Основная задача СОУЭ – оповестить о пожаре и вывести людей из здания по безопасным путям. Дальнейшие действия эвакуированных из здания людей не находятся в зоне ответственности СОУЭ, не регулируются сценариями оповещения о пожаре. В системах оповещения населения границы зоны действия системы определяются ее функциональным предназначением (п. 7 Положения о системах оповещения 3 ). Таким образом, в пользу применения речевых СОУЭ в качестве систем оповещения населения говорит возможность доведения сигналов опо- вещения до людей, находящихся в здании, без существенного увеличения оконечных средств оповещения (имеющаяся инфраструктура линейных сооружений с оконечными средства- ми оповещения, готовая к задействованию). Основный фактор против такого использова- ния – невозможность передачи одновременно двух сигналов оповещения. Требования к техническим средствам пожарной автоматики и СОУЭ Рассматривая нормативные и правовые доку- менты пожарной безопасности, необходимо обратить внимание на то, что с 2003 по 2012 гг. изменения, вносимые в НПБ 104–03 "Нормы пожарной безопасности "Системы опо- вещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" 6 , не доба- вили ясности в правомерность и механизм реализации перехвата СОУЭ для целей опове- щения ЧС, помимо оповещения при пожаре. Технические средства СОУЭ и системы переда- чи данных (извещений) о пожаре в соответ- ствии с положениями ст. 46 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ "Техниче- ский регламент о требованиях пожарной без- опасности" 7 относятся к "техническим сред- ствам пожарной автоматики, предназначен- ным для автоматического обнаружения пожа- ра, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженер- ным и технологическим оборудованием зда- ний и объектов". В п. 31 ТР ЕАЭС 043/2017 Технического рег- ламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) 8 указывается, что "техни- ческие средства, функционирующие в составе систем пожарной автоматики, в зависимости от их назначения должны обеспечивать выполнение одной или нескольких из следую- щих функций: l автоматическое обнаружение пожара, авто- матическое либо автоматическое и ручное включение сигнала о пожаре; l информирование дежурного персонала о пожаре; l подача управляющих сигналов на техниче- ские устройства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, на включение эва- куационного освещения, на исполнительные устройства систем противопожарной защиты (пожаротушения, противодымной вентиля- ции); l формирование сигналов управления инже- нерным и технологическим оборудованием; l информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими устройства- ми, входящими в состав систем пожарной автоматики". Технические средства, функционирующие в составе СОУЭ, должны "обеспечивать инфор- мирование людей о пожаре в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также выдачу дополнительной информации о путях и способах эвакуации". В соответствии с п. 9.2.2 ГОСТ Р 53325–2012 "Техника пожарная. Техни- ческие средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний" 9 "запуск систем оповещения о пожаре должен осуществляться при получении прибором управления средствами оповещения тревожно- го сигнала от системы пожарной сигнализации объекта". Исходя из приведенных цитат, можно сделать вывод, что требования по сопряжению систем оповещения населения и СОУЭ в норма- тивных документах пожарной безопасности отсутствуют. Кроме того, сигналы оповещения о пожаре должны отличаться от сигналов дру- гого назначения (п. 37 ТР ЕАЭС 043/2017). Вывод: спор неуместен Таким образом, подтверждения возможности сопряжения систем оповещения населения и СОУЭ с точки зрения как пожарной безопас- ности, так и допустимости применения СОУЭ в системах оповещения населения с позиции законодательства о защите населения и тер- риторий от чрезвычайных ситуаций природ- ного и техногенного характера не были най- дены. На наш взгляд, в сложившейся ситуации спор о том, сколько должно быть систем оповеще- ния, одна или две, неуместен: необходимо руководствоваться действующим законодатель- ством Российской Федерации. n www.secuteck.ru июнь – июль 2021 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.cloudfront.net С опряжение технических средств систем оповещения населения с СОУЭ обеспечивает- ся практически каждым произво- дителем. Вместе с тем в техниче- ской документации производите- лей систем оповещения о пожаре информация о возможности сопряжения с техническими средствами оповещения населе- ния отсутствует 6 НПБ 104-03 "Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", приказ МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03). URL: http://docs.cntd.ru/document/901866573 7 Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 128-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/ 8 ТР ЕАЭС 043/2017 Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения", принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. № 40. URL: http://docs.cntd.ru/document/456080708 9 ГОСТ Р 53325–2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний". URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102066

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw