Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2022
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 100 опасности при его эксплуатации оставляет желать лучшего. Транспортная инфраструктура является наиболее уязвимой со стороны раз- личного вида угроз 4 . К сетям связи на транспорте относятся как сети общего пользования (например, сети сотовой связи), так и технологические сети, а также сети специального назначения, если они присоеди- няются к сети связи общего пользования (например, корпоративные Wi-Fi сети). На сегодняшний день большинство объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) оснаще- ны техническими средствами видеонаблюде- ния и сигнализации, сигналы которых пере- даются в ситуационный пункт управления без- опасностью. При обеспечении безопасности объекта техни- ческие средства связи служат постоянным источником приема и передачи информации в условиях штатного функционирования, а также главным инструментом реагирования при возникновении нештатных и экстренных ситуаций, нарушающих технологический про- цесс или угрожающих жизни и здоровью пер- сонала и пассажиров. В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются современные электрон- ные средства – переносные коммутаторы, фак- симильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети "Интернет" в качестве сред- ства связи. Сертификация средств связи Термин "сертификация" основан на двух латин- ских словах: certum – верно и facere – делать. Соответственно, термин "сертификат" в перево- де с латыни означает "сделано верно" 5 . Основ- ными общепринятыми формами оценки соот- ветствия продукции и услуг, представляющих потенциальную опасность, являются государст- венный контроль (надзор), аккредитация, атте- стация, регистрация и, конечно, подтверждение соответствия 6 . В соответствии со ст. 41 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ оборудо- вание, используемое в сетях связи Российской Федерации, подлежит обязательному подтвер- ждению соответствия установленным требова- ниям на средства связи. Перечень средств связи, подлежащих обяза- тельной сертификации, утвержден постановле- нием Правительства РФ от 25.06.2009 г. № 532. В частности, сертификат требуется на средства связи: l телефонные междугородные, местные стан- ции; l базовые станции и ретрансляторы сотовой связи; l оборудование телевизионного вещания и радиовещания; l земные станции спутниковой связи; l оборудование радиорелейной связи; l системы мониторинга и биллинга сетей связи; l прочее оборудование. На средства связи, не вошедшие в вышеуказан- ный перечень, необходимо оформлять декла- рацию о соответствии средств связи. Так, дек- ларированию подлежат: l проводные и беспроводные телефонные аппараты; l мобильные телефоны всех стандартов; l устройства, подключаемые к сети "Интернет": компьютеры, ноутбуки, планшеты и пр.; l проводные и беспроводные модемы; l антенны и т.п. Сертификация по транспортной безопасности Крупные предприятия, оказывающие услуги на транспорте, эффективно применяют механиз- мы сертификации в целях развития и поддер- жания своего бизнеса 7 . Надежность – важней- ший технико-экономический показатель каче- ства продукции и эксплуатируемой техники, во многом определяющий размер потерь в эконо- мике от эксплуатации техники, технический уровень и конкурентоспособность продукции любой страны 8 . Для проведения обязательной сертификации технических средств связи, приема и передачи информации, предназначенных для использо- вания на ОТИ и транспортных средствах (ТС) в целях обеспечения транспортной безопасно- сти, в орган по сертификации ФГУП ЦНИИС направляется заявка на проведение обязатель- ной сертификации технических средств обес- печения транспортной безопасности с сопрово- дительным письмом. К заявке прилагаются документы в соответствии с п. 11, 12, 13 Правил обязательной сертифи- кации технических средств обеспечения транс- портной безопасности, а также документ изго- товителя, подтверждающий факт производства изготовителем заявляемого для проведения обязательной сертификации технического сред- ства обеспечения транспортной безопасности (в случае, если заявитель не является изготови- телем). Документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подпи- сью заявителя или уполномоченного им лица. При соответствии представленных документов требованиям, установленным п. 11, 13 Правил, орган по сертификации готовит решение о про- ведении обязательной сертификации техниче- ских средств обеспечения транспортной без- опасности. Максимальный срок рассмотрения заявки составляет семь рабочих дней со дня ее регистрации. Сертификационные испытания проводятся аккредитованными испытательными лабора- ториями на основании договоров, заключае- мых ФГУП ЦНИИС с испытательными лабора- ториями. По согласованию с органом по сертификации ФГУП ЦНИИС допускается проведение испыта- ний технических средств обеспечения транс- портной безопасности на испытательной базе заявителя, на ОТИ или ТС. Для проверки производства органом по серти- фикации разрабатывается программа предва- рительной проверки производства, содержа- щая перечень проверок и методику анализа их результатов. июнь – июль 2022 www.secuteck.ru Применение средств связи группой быстрого реагирования Испытание продукции 4 Якушева В.С. Теоретический и практический аспекты обеспечения транспортной безопасности в России // Вестник магистратуры. 2017. № 1–1 (64). С. 110–112. 5 Хромой Б.П. Сертификация в связи // Экономика и качество систем связи. 2018. № 4. С. 50–59. 6 Хромой Б.П. Сертификация в связи // Экономика и качество систем связи. 2018. № 4. С. 50–59. 7 Сосунов И.В. О сертификации как форме подтверждения соответствия продукции требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. 2008. С. 81–93. 8 Стрельников П.В. О сертификационных испытаниях на надежность // Математические машины и системы. 2008. № 1. С. 178–184.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw