Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2022

Существуют и стационарные варианты досмот- ровой техники, когда обследование автомоби- ля производится на специально предназначен- ной для этого площадке, оснащенной несколь- кими камерами. Авторы отмечают отрицательные стороны подоб- ного оборудования: данные технические сред- ства не в состоянии выявить предметы, установ- ленные в местах, не подпадающих под визуаль- ный контроль видео-/фотокамер (СТС НПИ, например, могут скрытно устанавливаться в рай- оне подкрылок, под выхлопную трубу и т.д.). Средства обнаружения  на основе феррозондов Кроме досмотрового оборудования для визу- ального контроля кузовных элементов авто- мобиля, существуют и другие разновидности технических средств, применяемых при исследованиях автомобиля, принцип работы которых основан на том, что большинство рассматриваемых технических средств для негласного получения информации содержат постоянные магниты для крепления к метал- лическим частям машины. Такие устройства способны обнаруживать постоянные магниты за счет входящих в их состав феррозондов (это элементы, способные выявить посто- янные магниты). Например, предлагается использовать при досмотре автомобиля фер- розонд, закрепленный на штанге с зеркалом. Подобные системы с использованием ферро- зонда запатентованы в России и США. Такое устройство для досмотра днища автомобиля состоит из досмотровой площадки, на которой установлен элемент детектирования, содержа- щий феррозонд и блок обработки полученных данных. Кроме того, устройство досмотра может быть выполнено в подкатном варианте (под днищем автомобиля). По мнению авторов, названные выше запатен- тованные системы имеют следующие недостат- ки при применении их на практике: l большое количество ложных срабатываний (кузовные части могут также содержать маг- нитные элементы); l СТС НПИ не всегда имеют в своем составе магниты; l учитывая, что у магнитов для закрепления СТС НПИ обычно небольшие размеры, выявление их феррозондами возможно только на сравнительно коротких расстояниях. Новое слово в досмотровой технике Авторами разработана и запатентована еще одна, ранее никем не предлагавшаяся, разно- видность технических средств для выявления рассматриваемого вида СТС НПИ. Система состоит из досмотровой площадки, на которой установлен по крайней мере один элемент детектирования, содержащий приемную антенну от чувствительного элемента. Данный элемент детектирования, размещенный под днищем автомобиля, способен принимать сигналы в диапазоне радиоизлучения СТС НПИ, и, кроме того, система содержит блок обработки полученных данных. Досмотровая площадка может быть выполнена как в ста- ционарном, так и подкатном (под днищем автомобиля) варианте. В качестве чувствительного элемента, способ- ного принимать сигналы в диапазоне радио- излучения, могут быть использованы как при- емники, так и различные индикаторы поля (детекторы поля, частотомеры), предназначен- ные для регистрации электромагнитных излуче- ний, уровень которых превышает пороговые значения. Принцип работы Предложенная система может работать сле- дующим образом: в случае выявления при- емной антенной чувствительного элемента радиоизлучения оператору поступает соот- ветствующий сигнал (с указанием уровня сиг- нала, частоты излучения, выявленной систе- мы связи). Устройство может позволять опе- ратору видеть визуальное отображение полу- ченных данных. В таком случае оператор наблюдет участок с наиболее вероятным местом нахождения подозрительного объ- екта, содержащего источник радиоизлуче- ния. Для этого дополнительно используется камера (или несколько камер), установлен- ная под днищем автомобиля. Дальше лока- лизованный участок можно обследовать визуально с помощью средств дополнитель- ного оборудования. Проблема спящего режима Известно также, что многие устройства циф- ровых систем связи могут уходить в так называемый спящий режим (без излучения) на довольно продолжительное время (например, устройства, использующие про- токол связи GSM). Данное обстоятельство способно существенно затруднить выявление излучения от таких видов устройств с помо- щью чувствительного элемента. При потере связи, исходя из протокола того же самого GSM, устройства начинают активно переда- вать/принимать сигналы (пытаются выйти из спящего режима). Для имитации потери связи авторами предлагается перед проведе- нием подобных мероприятий использовать блокиратор связи. Проблема ложных срабатываний Учитывая, что в крупных городах в радиоэфи- ре присутствует большое количество радио- сигналов, может возникнуть проблема так называемых ложных срабатываний (когда сиг- налы, излучаемые вне кузовных частей авто- мобиля, будут приниматься за сигналы от скрыто установленных под днищем предме- тов). Полагаем, что с этой проблемой можно успешно бороться с помощью блока обработ- ки полученных данных, который предполага- ется выполнять адаптивным. Так, например, оператор может задавать минимальный уро- вень сигнала для срабатывания, возможные диапазоны и системы связи, а также сравне- ние точного времени начала обследования автомобиля с началом выявления сигнала. Для повышения эффективности системы предлага- ется выполнение ее с использованием мето- дов машинного обучения. Все это обеспечит отсеивание подавляющего числа ложных сиг- налов. Оборудование для дообследования В случае возникновения сомнений у оператора в правильности отработки системы или для локализации места установки СТС НПИ для дообследования можно использовать пере- носные досмотровые комплексы. Данное устройство представляет собой досмотровую штангу, к концу которой прикреплено зеркало (или видеокамера). На конце стержня вблизи зеркала смонтирован как минимум один индикатор электромагнитного поля, связан- ный с сигнальным устройством, причем сиг- нальное устройство установлено в корпусе досмотровой штанги и при срабатывании подает сигнал оператору. Необходимо отметить, что предложенные решения могут успешно применяться не толь- ко для выявления СТС НПИ, но и для выявле- ния таких опасных предметов, как радио- управляемые взрывные устройства (далее – РВУ). Успешное противодействие РВУ возмож- но благодаря тому, что по составу (часто содержит радиопередающий модуль) и такти- ке применения (также скрыто устанавливается на кузовных частях автомобиля) они очень схожи с СТС НПИ. Заключение Очевидно, что описанные выше технические средства имеют свои положительные и отрица- тельные стороны с точки зрения выявления спе- циальных технических средств для негласного получения информации, скрыто устанавливае- мых на кузовных частях автомобиля. На наш взгляд, для увеличения вероятности обнаруже- ния СТС НПИ было бы разумно использовать одновременно несколько разновидностей таких технических средств или объединить все выше- указанные системы в единый досмотровый комплекс. Список литературы 1. Кочетков, М. В. Специальная техника органов внутренних дел: учебное пособие / М. В. Кочет- ков. Саратов: Вузовское образование, 2015. 96 c. 2. Антонов, К.А. Этапы развития отечественной досмотровой техники / К.А. Антонов, О.Ф. Анд- рюшин, А.П. Ахматов // Специальная техника. 2006. № 2. С. 12–16. 3. Бабичев, Е.А. Новый подход к обеспечению транспортной безопасности при досмотре пас- сажиров и персонала / Е.А. Бабичев, С.Е. Бару, В.В. Поросев и др. // Специальная техника. 2010. № 6. С. 10–15. n www.secuteck.ru июнь – июль 2022 ДОСМОТРОВЫЕ СИСТЕМЫ К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 115 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Д ля увеличения вероятности обнаружения СТС НПИ было бы разумно использовать одновременно несколько разновидностей технических средств или объединить разные виды систем в единый досмотровый комплекс

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw