Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2022

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 13 следующих этапах, но уже с меньшими риска- ми. Теперь задумайтесь какой, скорее всего, будет второй шаг, третий? Смогли продумать пять самодостаточных версий – хорошо, десять – еще лучше! Похо- же, что для их реализации хватит запланиро- ванных времени и денег? Отлично, у вас есть вероятные бюджет и срок реализации про- екта! Риски Риск проекта – это факторы, которые влияют на его сроки и стоимость. в любую сторону. Это взрывает мозг, но гуру управления проектами возможности называют позитивными рисками. Как выявить наличие больших рисков на про- екте? Если разброс оценки сроков и стоимости реализации целей большой, есть значительные риски – постарайтесь их выявить. например, если ожидания спонсора проекта существенно отличаются от оценок экспертов, следует искать причины этих отклонений – это приведет к выявлению рисков. Попытайтесь до старта выявить негативные риски, которые оказывают максимальное влия- ние, измените требования так, чтобы миними- зировать длительность и бюджет соответствую- щей итерации проекта, либо разделите потреб- ности на несколько итераций. Если удалось обнаружить позитивные риски (возможности), постарайтесь изменить требования так, чтобы воспользоваться ими. Помните главное: при линейном росте требова- ний риски проекта растут нелинейно и значи- тельно быстрее. Сокращая требования, не стоит доходить до абсурда, функционал может сни- зиться, практически не повлияв на риски, цену и сроки. Грань между необходимостью и избыточностью Такую грань достаточно легко провести, если подходить к реализации проекта, как говорится, итеративно и инкрементально. Предположим, для реализации намеченных целей вы определили десять итераций (версий улучшений). Пройдя первую итерацию, начав использовать улучшения, переосмыслите полу- ченный опыт: верно ли были определены цели, нужно ли изменить требования к следующей итерации? Результат итерации называют инкре- ментом, если в него вошел опыт предыдущих изменений. Как только целесообразность соз- дания следующего инкремента теряет смысл, пора остановиться – этот шаг, очевидно, при- несет избыточные улучшения. Примеры влияния требований на стоимость и риски проектов По моему опыту, невозможность значительного сокращения требований к первой итерации про- екта часто оказывается надуманной. Предлагаю рассмотреть это на примерах. Проект по кросс-докингу Компания с собственным производством, арен- дованным складом, собственной службой доставки продукции до магазинов. Склад по логистическим соображениям удален от про- изводства, также на нем консолидируется смежная продукция других предприятий. ввиду ужесточающейся конкуренции возникла потребность радикально сократить расходы. Один из проектов снижения издержек – пере- ход на кросс-докинг. более года идут попытки реализовать задуманное, но без особого успе- ха. виной тому неготовность радикально жерт- вовать требованиями, продвигаясь к цели шаг за шагом. в рамках проекта компания хочет большую часть бизнеса перенести в Odoo ERP (система с открытым исходным кодом на Python + PostgreSQL), оставив хорошо известной в Рос- сии системе лишь функционал налоговой отчет- ности и кадрового делопроизводства. Сам по себе процесс перехода несложный и не вызывает технических опасений у иТ-команды, но инициатива спотыкается на попытке разом объять необъятное. Чтобы приступить к кросс- докингу, в новой системе требуется не только доработать интерфейсы, но также наполнить справочники товаров. Справочники товаров должны, кроме потребностей склада, учитывать потребности автоматизации собственного про- изводства (это еще один параллельный проект повышения конкурентоспособности). Собствен- ное производство только в начале пути автома- тизации, требования к наполнению справочни- ков пока слишком туманны. Кроме того, в дополнение к проекту кросс-докинга "прилипли" еще несколько пожеланий, которые соблазни- тельно реализовать одновременно, в частности: l перейти от полуручной к автоматической маршрутизации транспорта и увязать это с кросс-докингом; l автоматизировать документооборот водителей. Следует помнить, что сложность проекта нели- нейно возрастает вместе с ростом требований. Можно ли радикально сократить первоначаль- ные требования? Оказывается, можно! Что дает наибольшие и наименьшие выгоды? на складе есть надежда сократить площади в 2–3 раза и разгрузить персонал примерно вдвое. При этом маршрутизация транспорта работает, хотя и в полуручном режиме, но нагрузка всего на одного человека в день – можно отложить. автоматизация документо- оборота сулит снижение издержек примерно лишь на одного человека – тоже можно отло- жить. дальше сократить требования сложнее, но можно. Как? для дальнейшей оптимизации требований пред- лагаю разделить будущий проект на "вехи" (последовательные "версии") и посмотреть, можно ли их рассматривать как независимые подпроекты. в книге "Программист-прагматик" авторы предлагают разработчикам использовать методы "стрельбы трассирующими", а также "про- ектирование по контракту" (аналог микросерви- сов). Суть моего предложения аналогична, только относится к бизнес-процессам. Кросс-докинг в идеале – это перегрузка "с колес" "на колеса". возможно, со временем к этому и получится прийти, но на первом этапе практичнее смягчить данное требование, допустив кратковременное использование склада. Почему? в данном бизнесе одну фуру, пришедшую с собственного производ- ства, придется раскидать по десятку более мелких автомобилей, которые развезут товары по мага- зинам. даже в этой части возникает много нюан- сов, чтобы реализовать перегрузку без склада. Это не единственная сложность: порядка 20% ассор- тимента закупается в других компаниях и эффек- тивнее как минимум эту часть хранить на складе. в итоге при наличии склада кросс-докинг можно разделить на два процесса: 1) разгрузка фуры на склад сразу с зонирова- нием не по товарам, а по маршрутам будущих отгрузок (с зонированием по клиентам); www.secuteck.ru июнь – июль 2022 СПЕЦПРОЕКТ ЦифРОвизаЦия ПРОизвОдСТв и бизнЕС-ПРОЦЕССОв Риски цифровой трансформации. Для снижения рисков снижать требования Грань между необходимостью и избыточностью

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw