Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2022
Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 52 июнь – июль 2022 www.secuteck.ru Беспилотные гиганты на воде Из мировых ново- стей мы узнаем про коммерческие про- екты использования беспилотников для специализирован- ных задач в различ- ных узких сегмен- тах, что уже говорит о зрелости рынка. Например, в Японии 222-метровый автомобильный паром Soleil автономно проследовал 7-часовым маршру- том по внутреннему Японскому морю без уча- стия человека, проплыв около 240 км. При этом максимальная скорость парома достигала 48 км/ч. Примерно в это же время первое в мире автономное коммерческое грузовое судно Suzaka – судно валовой вместимостью 749 тонн – успешно совершило путешествие почти на 500 миль в водах Токийского залива, одного из самых загруженных в мире, благо- получно достигнув порта Цумацусака в заливе Исэ. Данное судно прошло 99% пути без вме- шательства человека. В ходе испытаний во время своего плавания судно выполнило самостоятельно 107 маневров по предотвра- щению столкновений без помощи человека, избежав столкновений с большим количе- ством других судов (от 400 до 500). В Китае не остановились на разработке обыч- ного беспилотника и спустили на воду авто- номный дрононосец Zhu Hai Yun длиной 88 м. Судно вмещает на борту до 50 автономных дронов, способных работать в разных средах, – это беспилотные самолеты, лодки и подвод- ные аппараты. Верфь Huangpu Wenchong нача- ла строительство Zhu Hai Yun еще в июле про- шлого года в Гуанчжоу. По сообщению South China Morning Post, это первый в своем роде носитель, "корабль-матка", который будет оснащен всем необходимым для автоматиче- ского управления парком дронов. То есть теперь одно беспилотное устройство может управлять самостоятельно парком связанных с ним других беспилотников. Новые перспективы строительных технологий Но это все цветочки по сравнению с тем, что планирует Китай в 2024 г. Ученые из универ- ситета Цинхуа заявили, что Китай готов построить плотину гидроэлектростанции за два года с использованием искусственного интел- лекта, строительных роботов и без привлече- ния человеческого физического труда. Плоти- на Янцюй на Тибетском плато будет собираться слой за слоем с помощью 3D-печати; планиру- ется, что ее высота составит 590 футов (180 м). По словам ученых, система искусственного интеллекта будет использоваться для управле- ния автоматизированным сборочным конвей- ером, в который войдет парк беспилотных гру- зовиков, используемых для доставки строи- тельных материалов на рабочую площадку. Как только материалы будут доставлены, беспи- лотные бульдозеры и асфальтоукладчики нач- нут превращать их в очередной слой плотины, а после катки, оснащенные датчиками, будут прижимать каждый слой, чтобы он стал проч- ным и долговечным. После того как слой будет завершен, роботы отправят информацию о состоянии конструк- ции обратно в систему ИИ, тем самым ведя постоянный мониторинг состояния конструк- ции. Если этот проект сочтут удачным, то такой метод строительства может стать основой для других масштабных проектов, таких как строи- тельство дорог и сооружений. Беспилотное такси и дроны-курьеры Перенесемся теперь на другую сторону земно- го шара. Недавно выдана первая лицензия на коммерческую деятельность беспилотного такси в мегаполисе в Сан-Франциско. Держа- телем лицензии, на удивление, оказалась не Waymo, которая входит в Alphabet и является пионером разработки беспилотного транспор- та с 2011 г. в мире, а ее конкурент Cruise. Лицензия имеет ряд ограничений: платная работа такси доступна в нескольких районах города, машины не могут разгоняться быстрее 50 км/ч и могут работать только днем. Парк беспилотных такси Cruise в Сан-Франциско пока состоит из 30 машин, но важен сам факт получения лицензии. Думаю, что за ними скоро выстроится очередь, а опыт использова- ния такси будут изучать все технологические компании мира. Другая важная новость с американского кон- тинента: Amazon собирается запустить сервис доставки дронами в городке Локфорд в Кали- форнии. Местная администрация уже выдала лицензию на полеты беспилотных дронов- курьеров. Это, по сути, первый серьезный тест, при этом в очень благоприятных обстоятель- ствах. Городок Локфорд маленький (около 1 тыс. домохозяйств), и он расположен неда- леко от крупного склада компании Amazon. Патент на доставку летающими дронами Amazon получил еще в далеком 2014 г., и мы понимаем, как долго идея шла к своей реали- зации. Интересно, что Amazon изначально хотел делать доставку именно летающими дронами, но со всеми сложностями, от техни- ческих до юридических, во всем мире достав- ка пошла по пути развития колесных беспилот- ников. Наш ровер от Яндекса – яркий реали- зованный проект, который мы описывали в предыдущих номерах. Поэтому очень интерес- но, чем закончится эксперимент компании Amazon: cмогут ли летающие беспилотники стать более выгодными, чем колесные? n Алексей Коржебин Эксперт редакции журнала "Системы безопасности" КОЛОНКА ЭКСПЕРТА Беспилотный транспорт: эволюция, происходящая на наших глазах Год назад популярные новости по теме беспилотного транспорта в основном каса- лись перспектив беспилотных такси. Жители больших городов могли их даже уви- деть на дорогах, правда, с водителем в салоне. Компании также озвучивали планы по выпуску беспилотных грузовиков и сельскохозяйственной техники. И вот несколь- ко месяцев назад многие инновационные решения, казалось бы, встали на паузу. Но я считаю, что геополитические бури, охватившие нашу планету, не способны остановить технологический прогресс. Сегодня я хотел бы коснуться темы развития беспилотного транспорта в мире. Давайте посмотрим, какие важные события про- изошли в отрасли за последнее время www.7deniz.net Автономный дрононосец Zhu Hai Yun (Китай)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw