Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2022

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 60 П ри анализе работы энергосбытовых органи- заций в части внедрения цифровых про- дуктов можно обратить внимание на то, что существующие сервисы в первую очередь ори- ентированы на процессы, имеющие отношение к розничному рынку электрической энергии (РРЭ) и гораздо в меньшей степени к оптовому (ОРЭМ). С одной стороны, это выглядит логич- ным, так как объем документооборота и информации на розничном рынке намного больше, чем на оптовом, из-за большого коли- чества абонентов – физических лиц и неболь- ших компаний. Но, с другой стороны, работа на оптовом рынке электрической энергии и мощ- ности требует большей ответственности и ква- лификации сотрудников в отношении каждого документа и контрагента. Нарушение регла- ментных процедур (даже в части предоставле- ния информации) влечет за собой применение санкций, которые предусматривают наказание для провинившихся субъектов рынка – энерго- сбытовых компаний, вплоть до крупного денежного штрафа и лишения права торговли. Использование цифровых сервисов должно быть направлено на достижение определенного экономического эффекта. Как правило, в каче- стве площадки используются процессы, отли- чающиеся большой трудоемкостью, цифровиза- ция которых может дать практически мгновен- ный эффект в виде сокращения необходимых человеко-часов. Это и объясняет популярность тех же биллинговых систем в энергосбытовых организациях при работе на розничном рынке. Но программы и информационные системы могут также использоваться для интеллектуаль- ной и аналитической работы, а также контроли- ровать ответственные бизнес-процессы, в кото- рых человеческая ошибка может повлечь за собой существенные экономические потери для компании. И здесь потенциал цифровых продук- тов наиболее интересен, а экономический эффект от их внедрения хоть и не заметен сразу, но существенно выше, чем от сокращения одно- го-двух низкооплачиваемых работников. Системымониторинга поступления и отправки данных коммерческого учета электроэнергии В качестве первого примера рассмотрим про- цессы получения и обработки данных от прибо- ров учета – счетчиков электроэнергии. На роз- ничном рынке пока еще востребованным оста- ется продукт цифрового обходчика для внесе- ния данных о потреблении абонентов, приборы учета которых не могут передавать данные в автоматическом режиме (с развитием интел- лектуальных систем учета (ИСУ) сервис с боль- шой долей вероятности приобретет контроли- рующую функцию). На оптовом рынке цифро- визация данного процесса теряет свою актуаль- ность: количество абонентов в энергосбытовой компании невелико, уровень автоматизации выше (даже с учетом активного внедрения ИСУ), а вопрос присоединений малой мощно- сти предлагается закрыть с помощью тех же ИСУ. Но сам процесс мониторинга поступления и отправки данных коммерческого учета остается одним из наиболее ответственных при работе на ОРЭМ. Сбор и отправка данных осуществ- ляется в автоматизированных информационно- измерительных системах коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), которые, несмот- ря на десятилетия существования, нисколько не расширили свой функционал, так что уровень автоматизации и степень ответственности тре- буют контроля процесса человеком-операто- ром. В небольших компаниях достаточно одно- го специалиста, который мог бы оценивать адекватность и факт наличия поступающих дан- ных. Но для большого количества зарегистри- рованных на ОРЭМ групп точек поставок (ГТП) необходимо содержать целый штат сотрудни- ков, которые занимаются перепроверкой маке- тов и связываются с объектами энергопотреб- ления при возникновении проблем. Использование программного продукта позво- ляет: l проводить мониторинг поступления данных; l отслеживать факты включения в макеты xml 80020 некоммерческой информации; l проверять общую адекватность данных об энергопотреблении; l при необходимости осуществлять уведомле- ния ответственных специалистов на местах расположения оборудования АИИС КУЭ. Данные преимущества существенно повышают эффективность работы энергосбытовой компа- нии по работе с данными. Для компаний, функционирующих в разных часовых поясах, когда начало рабочего дня в Москве фактически является его окончанием на Дальнем Востоке, использование сервиса поз- волит раньше начать восстановительные рабо- ты, время которых ограничено тремя сутками. Актуальность сервиса возрастает при переходе на новую модель коммерческого учета, которая повышает требования к энергосбытовым орга- низациям в части предоставления данных ком- мерческого учета электрической энергии. Дей- ствующая сейчас в части объектов генерации модель с 2023 г. должна изменить отношение энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к ответственности за предоставле- ние недостоверных сведений в макетах xml 80020. Помимо дополнительной нагрузки, связанной со сверкой данных в xml 80020 и с формированием новых макетов xml 51075, необходимо будет также внимательно отслежи- вать критерии соответствия при предоставле- нии отчетности, выход за допустимые пределы которых может послужить причиной аннулиро- вания акта соответствия АИИС КУЭ. Важность цифровых сервисов мониторинга данных в этих условиях сложно переоценить. Системы контроля финансовой отчетности Биллинговые системы уже нашли самое широ- кое применение в сфере жилищно-коммуналь- ного хозяйства и, соответственно, розничного рынка электроэнергии. Их незначительное при- менение на ОРЭМ обуславливается опять-таки спецификой функционирования и небольшим количеством контрагентов. Тем не менее про- верка бухгалтерских документов для несколь- ких десятков ГТП, поступающих в адрес энерго- сбытовой компании от поставщиков, является ответственным и трудозатратным процессом, актуальным для использования цифрового сер- виса. Сервис контроля финансовой отчетности позво- ляет: l проверять контрагента и его реквизиты по заключенному с ним договору; l осуществлять автоматическую сверку выстав- ленных счетов-фактур с финансовым отчетом АО "АТС" в части объемов и сумм; l сигнализировать о поступлении бухгалтер- ских документов и возможности их принятия к учету. Обязательным для такого сервиса является интеграция с системами электронного докумен- та, рекомендованными коммерческим операто- ром рынка (КО) АО "АТС". Для розничного рынка также часто используют- ся программы для работы с дебиторской и кре- диторской задолженностями. Для оптового июнь – июль 2022 www.secuteck.ru Ярослав Мироненко Заместитель генерального директора АО "РЭС Групп" Цифровые продукты для обеспечения функционирования энергосбытовых компаний на оптовом рынке электрической энергии и мощности Энергосбытовая деятельность в Российской Федерации является одним из продуктив- ных направлений по внедрению цифровых продуктов в электроэнергетической отрасли. Программы цифровых обходчиков, биллинговые системы, сервис персональной стра- ницы заявителя в АО "АТС" являются примерами успешных реализованных проектов, и при этом на рынке остаются востребованными многие другие цифровые продукты

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw