Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 100 июнь – июль 2023 www.secuteck.ru О дним из замет- ных трендов последнего време- ни можно назвать активизацию рабо- ты по контролю за антитеррористиче- ской защищен- ностью объектов с массовым пребы- ванием людей. В основе этого процесса лежит постановление Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272, ред. от 29.07.2020 г. (далее – ПП 272), кото- рое фактически разграничило требования к объектам массового пребывания людей и объ- ектам (территориям), подлежащим обязатель- ной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации. Под местом массового пребывания людей, согласно определению Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 3, п. 6, понимается территория общего пользования или место общего пользова- ния в зданиях и сооружениях, на котором может одновременно находиться более 50 человек. Для обследования объектов и мест с массовым пребыванием, их категорирования и форми- рования решения о достаточной защищенно- сти решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Рос- сийской Федерации создаются межведом- ственные комиссии, в которые включаются правообладатели объектов и представители ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС. В соответствии с п. 23 ПП 272 все места мас- сового пребывания людей, независимо от установленной категории, оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуа- цией (СОУЭ); в) системой освещения. Здесь новым понятием становится СОУЭ, являющаяся не привычной специалистам систе- мой пожарной автоматики, а частью антитерро- ристической защиты объекта. Именно о ней и пойдет речь. К новому типу СОУЭ предъ- являются достаточно общие требования – п. 31: система оповещения в месте массового пребы- вания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Интересный нюанс содержит п. 32: система опо- вещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретранс- ляционными технологическими системами. Зна- чит, фактически эта СОУЭ должна быть отдельной и не совмещенной с другими системами. Подходы к объектам, подлежащим обязатель- ной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в целом аналогичны таковым к объектам с массовым пребыванием людей. Сам перечень объектов охраны приведен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. №928-р. Он вклю- чает в себя конкретные знаковые и особо важные объекты (административные здания Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Банка России, МИДа, Счетной палаты и т.п.), здания и храни- лища федеральных музеев и архивов, места стоянок судов с ядерными энергетическими уста- новками и др. Требования к технике СОУЭ на этих объектах чуть более детализированы в двух пунктах второй части ПП 272: "П. 41. Система оповещения должна обеспечивать: а) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (тер- ритории) с постоянным или временным пре- быванием людей; б) трансляцию речевой информации о харак- тере опасности, необходимости и путях эвакуа- ции, других действиях, направленных на обес- печение безопасности людей; в) возможность выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон; г) автоматический переход на электропитание от резервного источника. П. 42. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слыши- мость во всех местах постоянного или времен- ного пребывания людей. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъ- емных соединений. Управление системой опо- вещения должно осуществляться из специ- ального помещения". При этом явного указания на то, что СОУЭ не должна быть совмещена с другими схожими системами, в этой части документа уже нет. ПП 272 не регулирует объекты, собственника- ми которых являются федеральные органы исполнительной власти (ФОИВы), ГК "Росатом" и ГК "Роскосмос". Для различных ФОИВов раз- работаны собственные однотипные постанов- ления правительства (всего их около 20). В них нет конкретных требований и рекомендаций по организации системы оповещения, но есть общая фраза: "…оборудование объектов (тер- риторий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (террито- рий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации". Только в одном ПП, касающемся Минпросвеще- ния, есть дополнительная конкретика: "Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания". При этом НИЦ "Охрана" Росгвардии, в свою очередь, разработал Рекомендации по обору- дованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (терри- торий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Феде- рации, в которых есть следующее положение: "СОУЭ должны быть автономными и позволяю- щими осуществлять оперативное информиро- вание лиц, находящихся на объектах Мини- стерства просвещения Российской Федерации, об актуальных чрезвычайных ситуациях и раз- новидностях террористических проявлений, поскольку от конкретной ситуации зависит и алгоритм дальнейших действий находящихся на таких объектах лиц (например, безопасная эвакуация либо противодействие преступным действиям с признаками террористических проявлений). С учетом этого установленные на объектах Министерства просвещения Россий- ской Федерации СОУЭ для целей оповещения людей при пожаре, чрезвычайных ситуациях (гражданской обороны) не могут подменять собой СОУЭ для оповещения людей при совер- шении или угрозе совершения террористиче- ского акта, а также его проявлений". В результате получается, что большое количе- ство объектов должны оборудоваться еще одним типом СОУЭ, параллельно с уже суще- ствующей и использующейся в комплексе системой пожарной автоматики. Возникают вопросы о целесообразности такого подхода. Ведь гипотетически возможна ситуа- ция, при которой СОУЭ "Антитеррор" станет транслировать сообщение о необходимости оставаться на местах, блокировать двери, а пожарная СОУЭ – требовать как можно ско- рее следовать к эвакуационным выходам. При этом оба сообщения будут воспроизводиться с большой громкостью при помощи оповеща- телей, установленных рядом друг с другом. Кроме того, монтаж и эксплуатация второй СОУЭ – это дополнительная финансовая нагрузка. А ведь само же ПП 272 требует наи- более эффективно и экономно использовать силы и средства для защиты объектов. То есть наиболее "красивым" вариантом реше- ния задачи "антитеррористической" СОУЭ видится ее совмещение на одном оборудова- нии с "пожарным". Против такого подхода не возражают представи- тели МЧС, но пока межведомственный консенсус не достигнут. При этом НИЦ "Охрана" планирует до конца 2024 г. разработать и принять ГОСТ на "антитеррористические" СОУЭ, в котором будут определены признаки функционального разгра- ничения между данной системой оповещения и другими типами систем оповещения. Специалисты-практики, в свою очередь, надеют- ся на то, что здравый смысл восторжествует и описанные выше коллизии, связанные с дубли- рованием систем оповещения, разрешатся. n Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки ЗАО "НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Проблемные вопросы СОУЭ "Антитеррор"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw