Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 10 С ерьезным вызовом для всей системы регу- лирования стала авария на шахте "листвяж- ная" 25 ноября 2021 г. В связи с этим трагиче- ским событием президентом России был дан комплекс поручений, в том числе по совершен- ствованию нормативной базы в целях пред- упреждения аварий на опасных производствен- ных объектах (ОПО). Совершенствование нормативной базы Ростехнадзор выпустил все необходимые под- законные акты по данным поручениям. большая часть из них вступила в силу 1 марта 2023 г. В частности, внесены изменения во все феде- ральные нормы и правила, устанавливающие обязательные требования к ведению работ на угольных шахтах (уточнены требования к дега- зации, контролю скопления метана, объемам подачи воздуха, периодичности проведения тренировок, многофункциональным системам безопасности и др.). Скорректированы Правила проведения экспер- тизы промышленной безопасности: исключена возможность указания в заключениях вывода о возможности применения объекта экспертизы при его неполном соответствии требованиям промышленной безопасности. В марте 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 628-Фз, пред- усматривающий повышение компенсационных выплат пострадавшим при авариях на ОПО и гидротехнических сооружениях (ГТС). Так, сумма выплаты в случае гибели работника или иного третьего лица повышается с 2 до 3 млн руб., аналогичным образом повышаются и выплаты в случаях причинения вреда здоро- вью, причинения вреда имуществу. При этом изменяются условия обязательного страхования гражданской ответственности вла- дельцев опасных объектов. закон снабжен "мяг- кой" нормой, позволяющей плавно перейти на новое регулирование: эти суммы будут приме- няться к вновь заключаемым договорам обяза- тельного страхования; ранее оформленные полисы можно использовать до окончания их срока действия на прежних условиях. Подготовлены изменения в Кодекс об админи- стративных правонарушениях. Этот законо- проект предполагает: l повышение санкций при наиболее грубых нарушениях требований безопасности при ведении горных работ; l "оборотные штрафы" для контролирующих лиц организаций, эксплуатирующих угольные шахты, в случае смерти или причинения вреда здоровью двух и более лиц. В первом чтении Государственной думой еще 18 мая 2021 г. был принят законопроект "О вне- сении изменений в Федеральный закон "О про- мышленной безопасности опасных производ- ственных объектов", касающийся вопросов про- ведения экспертизы промышленной безопасно- сти технических устройств зданий и сооружений на ОПО. По данному законопроекту предпола- галось разрешить проведение экспертизы не только силами экспертных организаций, но и силами тех служб, которые созданы непосред- ственно у эксплуатантов, при соответствии их обязательным требованиям. документ подверг- ся определенной критике со стороны Генераль- ной прокуратуры России. на данный момент мы заканчиваем его доработку, практически готов новый проект поправок. Часть новаций, кото- рые были заложены в первой редакции, он оставляет, при этом новый пакет поправок поз- волит обеспечить эффективный контроль со стороны Ростехнадзора за законностью, объ- ективностью, обоснованностью и правиль- ностью проведения экспертизы. В отличие от действующего регулирования пер- вое, что мы предлагаем, – это повысить личную ответственность руководства эксплуатирующих организаций за вопросы продления сроков экс- плуатации оборудования, которое отработало свой нормативный срок, для того, чтобы заключение экспертной организации не было "индульгенцией" на дальнейшую эксплуатацию такого оборудования. Предусмотрено, что, в отличие от действующих требований, эксперты смогут не только аттесто- вываться в Ростехнадзоре, но и, в качестве аль- тернативы, проходить независимую оценку ква- лификации на соответствие требованиям про- фессиональных стандартов. Во исполнение поручений главы государства вводится в качестве обязательного для органи- заций, эксплуатирующих опасные производ- ственные объекты I класса опасности, институт аудита системы управления промышленной безопасностью (сейчас данная практика суще- ствует только на добровольной основе). При этом, в качестве шага навстречу бизнесу, проектом поправок планируется расширить сферу обоснования безопасности опасного про- изводственного объекта. В этом случае его можно будет подготавливать и использовать не только при строительстве или реконструкции ОПО, но и при техническом перевооружении. Разработаны изменения в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной без- опасности, утвержденные постановлением Пра- вительства Российской Федерации от 18.12.2020 г. № 2168. Этим проектом предпо- лагается наделить службы производственного контроля эксплуатирующих организаций полно- мочиями и ответственностью по контролю за безопасным ведением работ подрядчиками и субподрядчиками, работающими на ОПО. Также в периметр задач служб производственного контроля будут включены вопросы функциони- рования информационных систем эксплуати- рующих организаций, которые непосредственно связаны с промышленной безопасностью. Разработан и внесен в Государственную думу отдельный законопроект "О внесении измене- ний в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объ- ектов" в части регулирования сварочных работ на ОПО. действующие требования в этой сфере установлены исключительно на уровне ведом- ственных нормативных актов, что просто не соответствует современному законодательству. учитывая важность регулирования данных вопросов, законопроектом предлагается исклю- чить этот пробел. необходимо отдельно напомнить, что прези- дентом был подписан Федеральный закон от 17.02.2023 № 25-Фз "О внесении изменений в статьи 3 и 24 закона Российской Федерации "О недрах", наделяющий Ростехнадзор полно- мочиями по установлению обязательных требо- ваний к производству маркшейдерских работ. Такие требования утверждены, зарегистрирова- ны минюстом России и вступят в силу с 1 сен- тября. Развитие смежных отраслей законодательного регулирования большая работа ведется и в части развития смежных отраслей законодательного регулиро- вания. 1 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 19.12.2022 г. № 548-Фз, восстановив- ший функции Ростехнадзора по государствен- ному контролю за безопасной эксплуатацией лифтов, траволаторов, эскалаторов (кроме рас- положенных в метрополитене) и инвалидных подъемников. Принят Федеральный закон от 29 мая 2023 г. № 191-Фз "О внесении изменений в Федераль- ный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и статью 48.1 Градостроительного июнь – июль 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ПРОмышлЕнная бЕзОПаСнОСТь и ОхРана ТРуда Дмитрий Яковлев Начальник правового управления Ростехнадзора Промышленная безопасность: задачи регулирования Национальная система регулирования промышленной безопасности, как всегда, динамично развивается. Задачи по повышению уровня безопасности в промышленно- сти и топливно-энергетическом комплексе реализуются в рамках совершенствования нормативно-правового регулирования, лицензионной и иной разрешительной, а также контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора. В данной статье мы остановимся на наиболее значимых направлениях развития нормативного регулирования

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw