Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 11 кодекса Российской Федерации". В соответ- ствии с федеральным законом с 1 сентября 2023 г. исключается необходимость получения разрешения на эксплуатацию ГТС. наличие утвержденной декларации безопасности ГТС будет являться законным основанием для его эксплуатации. иные изменения вступят в силу с 1 сентября 2024 г. С этого дня из обязанностей собственника ГТС исключается обязанность разработки и согласо- вания с надзорными органами правил эксплуа- тации гидротехнического сооружения. При этом вводится новый вид нормативного правового акта – федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений, устанавливающие общие требования к обеспече- нию безопасности ГТС различного назначения. Вводятся требования к экспертам в области без- опасности ГТС (в частности, требование об их аттестации). Федеральный закон также предусматривает более гибкий подход к классификации ГТС. Раз- граничиваются понятия класса ответственности ГТС, устанавливаемого при проектировании, и класса ГТС, определяемого по результатам декларирования их безопасности. Стоит упомянуть интересный законопроект, принятый недавно Госдумой в первом чтении. В текущей редакции Федерального закона "О промышленной безопасности опасных про- изводственных объектов" есть правило: если два опасных производственных объекта, на которых обращаются опасные вещества, распо- ложены менее чем в 500 м друг от друга, то количество опасных веществ суммируется. законопроект же предусматривает, что если в декларации промышленной безопасности пока- зано и обосновано, что авария на одном объ- екте никак не затронет другой, то, даже если их расстояние менее 500 м друг от друга, правило суммирования к ним применяться не будет. на рассмотрении Государственной думы также подготовленные Ростехнадзором изменения в Федеральный закон "Об использовании атом- ной энергии", переводящий контрольно-над- зорные функции в этой области на более совре- менный уровень, соответствующий требова- ниям маГаТЭ. В частности, данный законо- проект предусматривает распространение режима постоянного государственного надзора на строительство судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками. Оптимизация и автоматизация разрешительной деятельности масштабный блок изменений связан с задача- ми по оптимизации и автоматизации разреши- тельной деятельности. Как и большинство дру- гих государственных органов, Ростехнадзор участвует в эксперименте по оптимизации и автоматизации. Суть его сводится к тому, что за счет перевода в электронную форму всех взаи- модействий через Единый портал государствен- ных услуг решаются две задачи: 1) сокращение сроков получения разрешений для обратившихся в Ростехнадзор; 2) сокращение количества документов, которые должен подать заявитель, без ущерба фактиче- ской оценке его соответствия обязательным требованиям. для этого ведется сложная и кропотливая рабо- та по сопряжению информационных систем разных ведомств. По результатам этой работы разрабатываются проекты нормативных актов, закрепляющие результаты эксперимента на постоянной основе. уже приняты: l постановление Правительства России от 02.06.2022 г. № 1009 "Об аттестации экспер- тов в области промышленной безопасности"; l постановление Правительства России от 06.09.2022 г. № 1568 "О внесении измене- ний в Положение о лицензировании деятель- ности по проведению экспертизы промыш- ленной безопасности"; l постановление Правительства России от 29.09.2022 г. № 1712 "О внесении измене- ний в Положение о декларировании безопас- ности гидротехнических сооружений"; l постановление Правительства России от 04.10.2022 г. № 1679 "О внесении измене- ний в Положение о лицензировании про- изводства маркшейдерских работ"; l постановление Правительства России от 13.01.2023 г. № 13 "О подготовке и аттеста- ции в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электро- энергетики". Ведется работа и над другими проектами, в частности разработана новая редакция поста- новления Правительства РФ "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов". Разработана и реализуется объемная дорожная карта по широкому внедрению принципов клиентоцент- ричности уже не только при оказании госу- дарственных услуг, но и при осуществлении контрольных полномочий. Специальные меры безусловно, система государственного регули- рования промышленной безопасности не оста- ется в стороне от той непростой политической и экономической ситуации, в которой сегодня живет наша страна. Разработаны и реализуются специальные меры в части разрешительной деятельности по двум направлениям: 1) сокращение рисков бесперебойной работы предприятий в условиях санкций (временное осуществление деятельности без разрешений, продление сроков действия разрешений, отме- на государственной пошлины); 2) особенности применения отдельных обяза- тельных требований в отношении мобилизо- ванных работников и организаций, где они работают (например, продление срока дей- ствия аттестации таких работников). действие специальных мер в части разреши- тельной деятельности, реализованных в 2022 г. (постановление Правительства России от 12.03.2022 г. № 353), продлено на 2023 г. в отношении наиболее востребованных решений: 1) возможность осуществлять деятельность по эксплуатации ОПО и деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промыш- ленного назначения, без внесения в реестр изменений адреса места осуществления дея- тельности; 2) продление срока прохождения первичной аттестация в области промышленной безопас- ности, по вопросам безопасности гидротехни- ческих сооружений, безопасности в сфере элек- троэнергетики до трех месяцев; 3) временная отмена необходимости представ- ления очередной декларации промышленной безопасности; 4) временная отмена государственной пошли- ны при лицензировании; 5) особый правовой режим в отношении моби- лизованных работников. Интеграция новых субъектов Российской Федерации С прошлого года Ростехнадзор включился в решение задач, связанных с интеграцией новых субъектов Российской Федерации в правовую систему страны. Понятно, что наши стандарты безопасности на порядок выше украинских, поэтому невозможно одномоментно перевести промышленные предприятия "на новые рель- сы": где-то необходима реконструкция, где-то иные капиталоемкие мероприятия. В этой связи разработан и принят комплекс законодательных актов и постановлений Пра- вительства Российской Федерации, устанавли- вающих особенности регулирования и осу- ществления отдельных полномочий Ростехнад- зора на новых территориях. Прежде всего переходные положения установ- лены для обязательных требований организа- ционного характера. Так, например, до конца текущего года перенесено введение в действие требований по обязательному страхованию. Определены периоды, в течение которых необходимо получить лицензии в соответствии с федеральным законодательством. аналогич- ные новеллы реализованы и в отношении иных разрешительных режимов в области промыш- ленной безопасности, безопасности ГТС, надеж- ности и безопасности в электроэнергетике и т.д. Что же касается технических требований, то мы не пошли на их "механический" перенос, так как при такой правовой конструкции эксплуатирую- щие организации на какой-то период могли бы лишиться не только стимулов, но и оснований для приведения предприятий в соответствие общефедеральным требованиям. Реализован иной подход: до начала 2025 г. установлен период, когда Ростехнадзор будет выдавать предписания по устранению выявленных нару- шений, но без штрафов и приостановки дея- тельности предприятий. В течение переходного периода Ростехнадзор уделяет особое внима- ние реализации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Выработка государственной политики, в том числе и в сфере промышленной безопасно- сти, – всегда поиск баланса между задачами повышения обязательных требований и ответ- ственности за их нарушение, с одной стороны, и запросами бизнеса на дерегулирование отдельных аспектов – с другой. Ростехнадзор ведет и будет в дальнейшем вести эту работу в конструктивном диалоге со всеми сторонами социального партнерства. n www.secuteck.ru июнь – июль 2023 СПЕЦПРОЕКТ ПРОмышлЕнная бЕзОПаСнОСТь и ОхРана ТРуда Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw