Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 18 вых положительно оценила ГмК "норникель". на ее предприятиях корпоративный стандарт демаркации и визуализации рабочего про- странства действует с 2016 г. 2 В результате наблюдается постоянное снижение уровня про- изводственного травматизма. Использование световой демаркации пешеходных переходов не менее важное значение данная технология имеет и на дорогах. Согласно статистике Госав- тоинспекции 3 за 2021 г., снижение аварийности на дорогах России продолжается который год подряд. Однако динамика падения остается недостаточной для кардинального уменьшения смертности и количества аварий. Одна из самых распространенных причин совершения дТП – неудовлетворительное каче- ство дорожного покрытия. Отмечается также большой процент аварий с участием пешехо- дов, в том числе из-за плохой видимости в рай- оне переходов. Кроме того, в последние годы наблюдается увеличение влияния гаджетов на водителей: в процессе разговора по телефону притупляется реакция на окружающие раздра- жители, сигналы светофора, замедляется при- вычная реакция и навык выполнения маневров, оценки дистанции. Все эти факторы говорят о необходимости внедрения световой демарка- ции на дорогах, в частности в зонах пешеход- ных переходов. Главное преимущество проекционного пеше- ходного перехода – привлечение внимания. Проекторы обеспечивают световой поток, кото- рый заметен издалека, что побуждает автомо- билистов сбрасывать скорость заранее. Особен- но важно использование демаркации вблизи образовательных организаций. В мире большое распространение получила программа Vision Zero. В основе ее концепции лежит "принцип нулевой терпимости", то есть нетерпимость к гибели или травмированию людей и недопустимость отношения к подоб- ным авариям как к неизбежному злу автомоби- лизации. В швеции данная программа была принята на государственном уровне в 1997 г., затем она получила распространение в Велико- британии, нидерландах, Канаде, Сша. В рам- ках проекта Vision Zero были построены без- опасные пешеходные переходы, в том числе мосты и "зебры", обозначенные не только раз- меткой, но и световой сигнализацией. В России подобные меры безопасности пока не узаконены на государственном уровне. Однако отдельные организации предпринимают все возможное для внедрения соответствующих технологий. благодаря национальному проекту "безопас- ные качественные дороги" в регионах России на пешеходных переходах устанавливают проекционную дорожную разметку. Разме- щенное над переходом оборудование созда- ет яркий световой коридор с помощью свето- диодных проекторов с цветными фильтрами. Такая разметка хорошо заметна в темное время суток, при любой погоде, она не сотрется со временем. Она также является альтернативной и дополняет традиционную, выполненную из термопластичных материа- лов. В неблагоприятные дорожные условия (в снег, дождь, грязь) ее видно с расстояния более 150 м. новая технология показывает свою эффективность зимой, когда на перехо- дах нет возможности восстановить стершийся термопластик. на некоторых участках региональных трасс используются автономные комплексы искус- ственного освещения. Они работают за счет солнечной энергии, которая накапливается в аккумуляторах. благодаря таким светиль- никам в темное время суток водители видят приближение пешехода и снижают ско- рость. Перспективы использования новых технологий повышения безопасности на сегодняшний день проблемы, связанные с высоким уровнем травматизма на предприя- тиях и аварийными ситуациями на дорогах, остаются актуальными, что доказано статисти- кой происшествий. необходимо делать все возможное для их предотвращения, в том числе и на государственном уровне. Повсе- местное внедрение технологий световой демаркации позволит не только снизить риски получения травм, но и повысить производи- тельность труда и соблюдение правил дорож- ного движения. данные инновации – серьезный вклад в сниже- ние травматизма и при этом статья, требующая инвестиций. их размер зависит от качества и количества используемого оборудования. Проекторы различаются по цветовой яркости, потребляемой мощности, весу, габаритам и сте- пени защиты. для каждого проекта они подби- раются индивидуально. Стоимость может варь- ироваться от 50 до 850 тыс. руб., в зависимости от модели, количества необходимого оборудо- вания, условий использования и выполняемых задач. Световую демаркацию можно использовать в огромном количестве сфер деятельности как на открытом воздухе, так и внутри помеще- ний. без сомнений, данная технология пока- зала свою эффективность при повышении без- опасности на предприятиях, а также в сфере дорожного движения. Основная сложность повсеместного внедрения световой демарка- ции связана с отсутствием не только четких и полных законов по охране труда, но и с раз- мытым представлением многих компаний о существовании подобной технологии. Кроме того, массовое внедрение данной системы требует в настоящее время довольно крупных финансовых вложений, а также времени. Однако популяризация технологии и при- влечение внимания общественности может помочь продвижению важных достижений для обеспечения безопасности людей как на зако- нодательном уровне, так и на уровне про- изводственных предприятий и других сфер, где это необходимо. n июнь – июль 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ПРОмышлЕнная бЕзОПаСнОСТь и ОхРана ТРуда 2 PDF: Норникель. Основные положения СТО КИСМ 121-219-2016 Демаркация.docx. 3 https://garotools.ru/avtomir/smertnost-ot-dtp-v-rossii.html Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru П ри визуализации выделяются опасные зоны и рабочее пространство. Для этого применяются сигнальные цвета, знаки безопасности и сиг- нальной разметки. Их функция – обеспечить однозначное понимание определенных требований, касающихся культуры безопасности, сохра- нения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба, без применения слов или с их минимальным количеством

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw