Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 28 Иван Брец Заместитель генерального директора ООО "Профит", к.т.н. Александр Винидиктов Директор ООО "Информационные системы" Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Алексей Авдонов Член секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности Н ормативная база не может обеспечить мас- совый контроль исполнения законодатель- ства в сфере безопасности на транспорте, тем самым не решается проблема влияния состоя- ния здоровья водителей на количество и тяжесть последствий дТП. В то же время национальные проекты России предусматривают: 1. В проекте по созданию безопасных и каче- ственных автомобильных дорог: снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 г. до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 г. – стремление к нулевому уровню смертности). 2. В проекте "Цифровая экономика РФ": созда- ние системы правового регулирования цифро- вой экономики, основанного на гибком подхо- де в каждой сфере, а также внедрение граж- данского оборота на базе цифровых техноло- гий. Снижение смертности в результате дТП предпо- лагает снижение воздействия основных факто- ров, влияющих на дТП. К ним можно отнести: l состояние автомобильных дорог; l несоблюдение водителями правил дорожно- го движения (Пдд); l техническую неисправность транспортных средств (ТС); l здоровье водителей. Порядок и особенности медицинских осмотров водителей действующая нормативная база РФ предусмат- ривает организацию контроля здоровья водите- лей ТС в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-Фз "О безопасно- сти дорожного движения" (далее – 196-Фз) 1 и в п. 3 ст. 23 предписывает: "Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят- ся в течение всего времени работы лица в каче- стве водителя транспортного средства". Порядок проведения осмотра указан в приказе министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н "Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований" (далее – при- каз минздрава России № 266н) 2 . В этом при- казе, который вводится в действие с 1 сентября 2023 г., предусмотрена возможность "исполь- зования медицинских изделий, обеспечиваю- щих автоматизированную дистанционную пере- дачу информации о состоянии здоровья работ- ников и дистанционный контроль состояния их здоровья". Предписания постановления Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 Особенности проведения медицинских осмотров с использованием таких изделий установлены постановлением Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 "Об особенностях про- ведения медицинских осмотров с использова- нием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здо- ровья" (далее – постановление Правительства РФ № 866) 3 . Предписано, что при проведении медицинских осмотров используются медицин- ские изделия, одновременно соответствующие следующим требованиям: а) медицинское изделие прошло государствен- ную регистрацию в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Пра- вительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", или регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза; б) медицинское изделие имеет функцию авто- матизированной дистанционной передачи дан- ных и (или) имеет в составе программное обес- печение и (или) иные технические средства, обеспечивающие дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здо- ровья, в том числе оформление медицинским работником медицинских заключений в соот- ветствии с пунктом 14 настоящего документа; в) медицинское изделие обеспечивает автома- тический контроль целостности медицинского изделия, его программного обеспечения, акту- альности сведений о результатах поверки меди- цинского изделия, содержащихся в Федераль- ном информационном фонде по обеспечению единства измерений, условий эксплуатации медицинского изделия, указанных в руковод- стве по эксплуатации медицинского изделия; г) медицинское изделие представляет единые измерительные комплексы, являющиеся сред- ствами измерений утвержденного типа и пове- ренные в соответствии с требованиями Феде- рального закона "Об обеспечении единства измерений"; д) медицинское изделие содержит в своем составе программное обеспечение, которое включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз дан- ных из государств – членов Евразийского эконо- мического союза, за исключением РФ; е) медицинское изделие обладает технически- ми характеристиками, обеспечивающими воз- можность визуального осмотра медицинским работником, проводящим медицинский осмотр, работника, проходящего медицинский осмотр. Положения КоАП о нарушениях в этой сфере наказание за невыполнение настоящих требо- ваний предусмотрено ст. 11.32 КоаП 4 . Размер штрафа для физических лиц– от 1 до 1,5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 2 до 3 тыс. руб.; для юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб. В соответствии с п. 1 ст. 23.1 КоаП нарушения данного вида рассматривают судьи. Протоколы об административных правонару- шениях в данной сфере в соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 28.3 КоаП вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здра- воохранения (Росздравнадзор). июнь – июль 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ПРОмышлЕнная бЕзОПаСнОСТь и ОхРана ТРуда Безопасность на транспорте: проблемы предрейсового медицинского осмотра водителей и пути их решения В этой статье рассматриваются пути повышения уровня безопасности на транспорте и снижения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) за счет органи- зации контроля здоровья водителей 1 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.№ 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". 2 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н "Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований". 3 Постановление Правительства РФ от 30 мая 2023 г. № 866 "Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья". 4 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw