Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 30 Н а территории Российской Федерации функ- ционируют 6 739 объектов топливно-энер- гетического комплекса (ТЭК), которым при- своены категории опасности: 43 объекта высо- кой категории, 775 – средней, 5 921 – низкой. Результаты проверок объектов ТЭК в 2022 г. В 2022 г. были проведены плановые проверки объектов ТЭК на 1 760 объектах, в результате которых выявлено более 15 тыс. нарушений на 1 063 объектах. Таким образом, доля объектов, имеющих нарушения, составляет около 60%. По результатам проверок субъектам ТЭК были выданы 1 029 предписаний об устранении нарушений. 814 протоколов об административ- ных правонарушениях составлено по ст. 20.30 КоаП "нарушение требований обеспечения без- опасности и антитеррористической защищенно- сти объектов топливно-энергетического ком- плекса", в том числе 251 протокол составлен в отношении должностных лиц и 563 протоко- ла – в отношении юридических лиц. анализируя итоги контрольно-надзорных меро- приятий, проведенных с 2017 г., отмечается посту- пательное увеличение доли объектов ТЭК, соответ- ствующих установленным требованиям. их доля возросла с 8,3% в 2017 г. до 39,6% в 2022 г. С момента принятия Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-Фз "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъектам ТЭК было предоставлено более пяти лет для добровольного приведения состояния безопасности эксплуатируемых объектов в соответствие обязательным требованиям. В 2016 г. была создана Росгвардия, приступив- шая к реализации контрольных мероприятий с момента издания Правил осуществления федерального государственного контроля (над- зора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, утвержденных постановлением Прави- тельства Российской Федерации 20 октября 2016 г. № 1067. Однако результаты плановых проверок демон- стрировали, что в условиях отсутствия надлежа- щего контроля и применяемых мер государст- венного принуждения обязательные требова- ния зачастую субъектами ТЭК не исполнялись. Поэтому по инициативе Росгвардии в конце 2020 г. были обеспечены разработка и приня- тие изменений в ст. 20.30 КоаП, в соответствии с которыми состав субъектов административно- го правонарушения был дополнен юридически- ми лицами. и уже в следующем году ситуация улучшилась: как видно по результатам прове- рок, в 2021 г. в 70% случаев за допущенные нарушения к административной ответственно- сти привлекались субъекты ТЭК, и в итоге выросла доля объектов, соответствующих тре- бованиям. Снизилось среднее количество нару- шений в расчете на один объект – с 16 до 14 нарушений. Подход надзорных ведомств к контрольным мероприятиям При оценке эффективности мероприятий феде- рального государственного контроля за обес- печением безопасности объектов ТЭК мы не применяем подход, основанный на сравнении показателей с аналогичным периодом прошло- го года, что позволило нам избежать ловушек "палочной системы". В основном используются относительные и косвенные показатели, в связи с тем, что оценивается соблюдение субъектами ТЭК установленных требований. При этом перед должностными лицами органов госконт- роля не поставлена задача завершать все конт- рольные мероприятия составлением протокола и привлечением к административной ответ- ственности. В свою очередь, деятельность органов госконт- роля оценивается прокурорами, в том числе имеются и негативные оценки, например в слу- чае, если проверкой были выявлены нарушения требований и выданы предписания по их устра- нению, но протокол об административном пра- вонарушении не составлялся. Оправданием ста- новится ссылка на паспорт безопасности: якобы обнаруженные нарушения уже были отражены в паспортах безопасности. К сожалению для субъектов ТЭК, органы прокуратуры в субъектах Российской Федерации и Генеральная прокура- тура не считают данные объяснения обоснован- ными и правомочными. Эта позиция прозвуча- ла в докладе генерального прокурора Россий- ской Федерации в декабре 2022 г. о результатах работы по надзору за соблюдением законода- тельства в сфере частной охранной деятельно- сти и поручении президента Российской Феде- рации. Совершенствование законодательства в области обеспечения безопасности объектов ТЭК В части совершенствования законодательства стоит сделать акцент на ч. 4 ст. 9 Фз № 256 "О безопасности объектов ТЭК", в которой уста- новлены условия привлечения частных охран- ных организаций для обеспечения физической защиты объектов: l для защиты объектов ТЭК высокой категории опасности могут привлекаться только охран- ные организации, которые учреждены субъ- ектами ТЭК, являющимися головными орга- низациями; l для объектов ТЭК средней категории разре- шено привлекать также частные охранные организации, соответствующие специальным требованиям; l без ограничений и дополнительных требова- ний привлекаются частные охранные органи- зации для обеспечения безопасности объ- ектов низкой категории опасности и объ- ектов, которым категория не присвоена. июнь – июль 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ПРОмышлЕнная бЕзОПаСнОСТь и ОхРана ТРуда Михаил Мымрин Старший инспектор по особым поручениям отдела контроля ТЭК управления государственного контроля ГУЛРРиГК Росгвардии, подполковник полиции Результаты проверок объектов ТЭК в 2022 г. Федеральный государственный контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса В 1719 г. Петр I учредил Берг-коллегию, орган, отвечающий за надзор и управление горнорудными предприятиями. Более чем 300 лет спустя мы обсуждаем и продол- жаем совершенствовать законодательные основы современного государственного контроля, позволяющего обеспечить безопасность современных объектов топливно- энергетического комплекса

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw