Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 Что касается изменений, внесенных Федеральным законом № 230-Фз в федеральный закон "О без- опасности объектов топливно-энергетического комплекса", федеральными органами исполни- тельной власти под руководством и в тесном взаи- модействии с минэнерго России ведется разработ- ка нормативно-правовых актов, регламентирую- щих вопросы категорирования объектов ТЭК и актуализации паспорта безопасности. будет раз- работан порядок формирования перечня объектов ТЭК, которые не подлежат категорированию, и скорректированы требования обеспечения без- опасности и антитеррористической защищенности объектов взамен действующих постановлений Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. №458 и от 19 сентября 2015 г. №993. Противодействие малым беспилотным воздушным судам В целях совершенствования работы по обес- печению безопасности объектов в минэнерго России направлена научно-исследовательская работа, выполненная ФКу "ниЦ "Охрана" Рос- гвардии. Тема работы – исследование возмож- ности обнаружения малых беспилотных воз- душных судов (бВС) и противодействия им при обеспечении безопасности антитеррористиче- ской защищенности объектов ТЭК. данный вопрос можно разделить на три основ- ных крупных блока, требующих урегулирова- ния. В первую очередь это юридические аспек- ты, вопросы ответственности, связанной с про- тиводействием беспилотным судам и их повреждением. далее следует проблема обору- дования объектов техническими средствами охраны и проблема определения беспилотной зоны над объектами ТЭК, коррелирующая с вопросами транспортной безопасности. Поскольку зона действия технических средств противодействия бВС охватывает не только объ- ект ТЭК, она выходит за его рамки, оказывая определенное воздействие на другие объекты, находящиеся в зоне реагирования. В частности, существует немало объектов ТЭК, расположен- ных и в зоне аэропортов, и иных объектов транспортной инфраструктуры, не говоря уже про гражданские объекты и жилую застройку. Новые правила осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности категорированных объектов ТЭК Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2023 г. № 740 утверждены Правила осуществ- ления федерального государственного контро- ля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности. доку- мент опубликован на портале правовой инфор- мации и вступает в силу с 1 января 2024 г. новые Правила имеют ряд существенных отли- чий от действующих. 1. исключение из области контроля плановых проверок, проводящихся в документарной форме, ввиду их низкой эффективности и слож- ности установления достоверных фактов нару- шения обязательных требований, а также в целях исключения противоречий, возникающих в ходе контрольно-надзорных мероприятий. 2. изменяется периодичность плановых прове- рок в зависимости от категории опасности объ- ектов. Плановые проверки должны проводиться не чаще: l одного раза в год – для объектов ТЭК высо- кой категории опасности; l одного раза в два года – для объектов ТЭК средней категории опасности; l одного раза в три года – для объектов ТЭК низкой категории опасности. 3. В случае изменения категории опасности пла- новая проверка может проводиться не ранее трех месяцев со дня присвоения категории. 4. закрепляется возможность органов госу- дарственного контроля вносить изменения в ежегодный план проверок по согласова- нию с антитеррористической комиссией субъекта РФ. Соответствующие изменения будет возможно вносить на следующих основаниях: l при невозможности проведения проверки вследствие ликвидации объекта; l при изменении категории опасности объекта; l по поручению президента РФ или Правитель- ства РФ. 5. изменены отдельные условия внеплановых проверок. например, внеплановая проверка будет назначаться не позднее одного месяца с момента истечения срока устранения выявлен- ных нарушений. Внеплановая проверка не будет проводиться: l в случае смены субъекта ТЭК и новый субъект ТЭК не является правопреемником прежнего; l в случае выполнения предписания, если срок исполнения предписания истек к началу вне- плановой проверки. При выдаче предписания сотрудники госу- дарственного контроля будут обязаны указы- вать разумные сроки устранения нарушений. В данном случае используется формулировка федерального закона о государственном конт- роле и муниципальном контроле в Российской Федерации, исключив ссылку на выводы и рекомендации паспорта безопасности. 6. Вводится понятие повторного предписания, которое будет выдано по результатам внепла- новой проверки, если в ходе этой проверки будет установлено, что предписание или часть его не выполнены субъектом ТЭК. 7. Сроки исполнения повторного предписания будут дифференцированы в зависимости от категории опасности объекта. для высокой категории повторное предписание будет выда- ваться на срок исполнения не более трех меся- цев, для средней – до шести месяцев, для низ- кой – не более девяти месяцев. 8. По результатам проверки основным подтвер- ждающим документом является акт, оформляе- мый в день ее завершения. указанное условие введено с целью устранения разночтений в дате обнаружения признаков административного правонарушения. 9. на сотрудников государственного контроля при выявлении ими нарушений обязательных требований возлагается обязанность принятия одного из двух процессуальных решений: составление протокола об административном правонарушении либо вынесение мотивиро- ванного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в случае, если субъект принял все меры для устранения нарушений. 10. Введены новые условия отмены результатов проверки. По-прежнему результаты проверки могут быть отменены только при наличии гру- бых нарушений на основании распоряжения руководителя органа государственного контро- ля по результатам служебной проверки, прове- денной: l по заявлению субъекта ТЭК; l по вступившему в силу решению суда о пре- кращении производства по делу об админи- стративном правонарушении; l по представлению прокурора; l по письменному решению вышестоящего органа государственного контроля. В целях надлежащего контроля за объектом, проверка в отношении которого отменена, вво- дится обязанность органа государственного контроля организовать повторную проверку объекта по согласованию с антитеррористиче- ской комиссией, но не ранее, чем через три месяца с момента окончания соответствующей проверки. 11. Введены понятия профилактических меро- приятий. Они с небольшими отступлениями согласуются с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-Фз "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". n www.secuteck.ru июнь – июль 2023 СПЕЦПРОЕКТ ПРОмышлЕнная бЕзОПаСнОСТь и ОхРана ТРуда Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Меры реагирования на результаты проверок

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw