Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 33 мониторы водителя, как правило, имеют диа- гональ не менее семи дюймов и высокое раз- решение. на них может одновременно выво- диться изображение со всех камер, с несколь- ких камер либо с какой-либо одной. Среди дополнительных устройств, которые могут под- ключаться к видеорегистратору благодаря наличию большого количества интерфейсов, могут быть: l тангента, обеспечивающая двустороннюю связь водителя с диспетчером; l динамик; l тревожная кнопка; l RFID-считыватель (устройство идентифика- ции водителя); l алкозамок; l датчик уровня топлива; l жесткий диск во взрывобезопасном исполне- нии; l система подсчета пассажиропотока (при использовании системы на общественном транспорте) и пр. данные устройства способны существенно рас- ширить функциональные возможности систе- мы. Искусственный интеллект в видеонаблюдении Существенным рывком в возможностях видео- систем транспортной безопасности стало внед- рение технологий искусственного интеллекта. их использование при обработке изображений позволило, с одной стороны, организовать автоматический онлайн-контроль за действия- ми водителя за рулем, с другой стороны – пре- доставить водителю новые инструменты авто- матического контроля за дорожной обстанов- кой. Контроль за действиями водителя осуществ- ляется посредством специальной камеры (DMS- камеры), устанавливаемой в кабине транспорт- ного средства и направленной на водителя. Камера подключается к видеорегистратору, имеющему встроенные алгоритмы искусствен- ного интеллекта, которые позволяют анализи- ровать получаемое с камеры изображение и выявлять тревожные события, связанные с несоблюдением водителем правил безопасного управления транспортным средством. Виды определяемых событий, как правило, включают в себя: l засыпание/потерю внимания; l отвлечение от наблюдения за дорогой; l использование телефона; l курение; l прием пищи; l покидание кабины вне конечных пунктов маршрута и установленных мест отдыха; l отсутствие ремня безопасности. Кроме того, такие системы позволяют осуществ- лять идентификацию водителя по его изобра- жению, заранее введенному в память видеоре- гистратора. DMS-камера использует иК-под- светку, направленную в лицо водителю. Поэто- му крайне важно, чтобы безопасность камеры для здоровья водителя была подтверждена экс- пертным заключением Роспотребнадзора. Об обнаруженном событии информируется водитель (как правило, звуковыми и/или све- товыми сигналами), а также диспетчер. Кроме того, видеофрагмент, содержащий зафиксиро- ванное событие, сохраняется в памяти видео- регистратора и передается в серверную плат- форму, откуда помещается в видеоархив. анализ обстановки впереди авто осуществляет- ся камерой ADAS совместно с видеорегистрато- ром со встроенными алгоритмами искусствен- ного интеллекта. использование данной каме- ры позволяет в автоматическом режиме осу- ществлять: l контроль безопасного расстояния до движу- щегося впереди транспортного средства; l контроль случайного ухода из полосы движе- ния; l контроль появления пешехода или иного дви- жущегося объекта в непосредственной близо- сти от транспортного средства, в том числе в слепой зоне перед автомобилем. Об обнаруженном событии в реальном време- ни информируется водитель и может информи- роваться диспетчер. Специальное решение проблемы слепых зон недавно на рынке появилось предложение специальной системы для водителя, обеспечи- вающей ему полный видеоконтроль на 360 град. всех слепых зон автомобиля. Решение особен- но актуально для длинномерного грузового транспорта, для автобусов большой и особо большой вместимости, а также для крупнога- баритной строительной/горнодобывающей техники, маневрирующей на ограниченной территории. Система представляет собой ком- плекс из четырех или шести специальных камер (в зависимости от длины и типа транс- портного средства), подключаемых к хосту, обеспечивающему обработку получаемого с них изображения. Камеры имеют угол обзо- ра, приближающийся в 180 град. ("рыбий глаз"). Программное обеспечение хоста осу- ществляет бесшовное объединение изображе- ний с разных камер. Полученное изображение отображается на экране монитора водителя. При этом экран водителя делится на две части. на одной части экрана отображается вид сверху на автомобиль и зона в несколько мет- ров по его периметру. на другую часть экрана выводится изображение с камеры, изображе- ние с которой соответствует осуществляемому маневру. Система кругового обзора может подключаться к видеорегистратору, передавая онлайн информацию в диспетчерский центр. Телематика для мониторинга состояния водителя Одной из частых причин дТП является плохое самочувствие водителей. Современные теле- медицинские технологии обеспечивают воз- можность объективно и непредвзято контро- лировать самочувствие водителей как на этапе их предрейсового/предсменного медицин- ского осмотра, так и в процессе управления транспортным средством. на рынке в настоя- щее время есть несколько предложений подобных систем. Системы удаленного мед- осмотра: l сокращают время осмотра; l исключают затраты транспортных предприя- тий на содержание медицинского кабинета. Подобные системы обеспечивают идентифика- цию работника; сбор жалоб, визуальный осмотр, общую термометрию, измерение арте- риального давления, исследование пульса; выявление признаков опьянения, количествен- ное определение алкоголя в выдыхаемом воз- духе; заключение врача, заверенное квалифи- цированной электронной подписью; ведение журналов медосмотров в электронном виде, заверенных квалифицированной электронной подписью. Кроме того, в ближайшей перспективе будет обеспечиваться интеграция с системами, пре- доставляющими услуги по созданию электрон- ных путевых листов. Предрейсовый осмотр предотвращает допуск водителя к управлению транспортным сред- ством и спецтехникой, если он находится в неудовлетворительном состоянии здоровья, в том числе в состоянии опьянения. Возможность употребления алкоголя в течение смены полностью исключить невозможно, но можно проконтролировать. для этого суще- ствуют алкозамки. Транспортное средство не заведется, если в выдыхаемом водителем воз- духе сенсор обнаружит превышение нормы по этиловому спирту. Сообщение об обнаружен- ном нарушении будет немедленно направлено диспетчеру. В свою очередь, диспетчер может дистанционно в любой момент в течение смены передать на устройство команду на проведение внеочередного тестирования водителя. n www.secuteck.ru июнь – июль 2023 СПЕЦПРОЕКТ ПРОмышлЕнная бЕзОПаСнОСТь и ОхРана ТРуда Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru С ущественным рывком в возможностях видеосистем транспортной безопасности стало внедрение технологий искусственного интеллекта. Их использование при обработке изображений позволило, с одной сто- роны, организовать автоматический онлайн-контроль за действиями водителя за рулем, с другой стороны – предоставить водителю новые инструменты автоматического контроля за дорожной обстановкой О дной из частых причин ДТП является плохое самочувствие водите- лей. Современные телемедицинские технологии обеспечивают возмож- ность объективно и непредвзято контролировать самочувствие водите- лей как на этапе их предрейсового/предсменного медицинского осмотра, так и в процессе управления транспортным средством

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw