Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 42 Комплекс включает модули для контроля степе- ни защиты от военных, террористических угроз в новых условиях изменения психологии людей и возникновения интеллектуального террориз- ма. РО ТИМ, в отличие от ТИМ, дополнительно включает разработку следующих информа- ционных моделей КВО: l 0D – подготовительный этап; l 7D – оценка уязвимости; l 8D – проектные решения инженерно-техни- ческой укрепленности; l 9D – системы антитеррористической защи- щенности; l 10D – сценарии (мероприятия) комплексной безопасности и антитеррористической защиты. Запроектные аварии Оценка уязвимости КВО показывает, что риски, в том числе военные и террористические, рас- тут, а технологии их парирования часто отсут- ствуют, поэтому внимание должно уделяться поиску лучших практик (технологий) – РО ТИМ для запроектных аварий (ЗА). В силу их исклю- чительной важности они должны отбираться с учетом особых условий в техническом задании на проектирование, полученных на основе ана- лиза ЗА, источников их возникновения, сцена- риев развития и тяжести последствий. Такие лучшие практики (технологии) включают управ- ление авариями, осуществление на КВО и окру- жающей территории мероприятий для глубо- коэшелонированной защиты КВО, персонала и населения. Концепция управления запроектными авариями впервые сформировалась в качестве дополни- тельного, четвертого, уровня глубокоэшелони- рованной защиты после чернобыльской аварии. Последствия таких аварий значительно тяжелее последствий проектных аварий. Несмотря на то, что их вероятность мала, атака на Крымский мост 08.10.2022 г. показала, что в экстремаль- ных условиях для всех КВО требуется их учет и ограничение последствий с помощью соответ- ствующих мер управления. Эти меры направле- ны на предотвращение перехода проектных аварий в запроектные, на ослабление, локали- зацию и ликвидацию их последствий в усло- виях: l военных и террористических рисков; l природных и техногенных воздействий на КВО и системы его безопасности; l нештатной работы систем безопасности; l ошибок персонала и сил безопасности КВО. Эти меры разрабатываются для реализации постановлений Правительства РФ "Об утвер- ждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…", одна- ко только при использовании РО ТИМ исключа- ется дублирование проектных решений и защитных мероприятий, приводящее к их ослаблению. Наиболее сложной является про- блема оптимального распределения между 0D-, 7D-, 8D- и 9D-решений по защите КВО от угроз террористического характера. Это связано с постоянным изменением рисков и угроз, а также инновационной деятельностью. Содер- жание 0D, 7D, 8D и 9D имеет различное напол- нение и диктуется видом КВО, условиями его размещения и эксплуатации. Анализ АНВ с высокими уровнями тяжести последствий, рассматриваемых как запретные аварии, пока- зывает, что ЗА вызывается одним из трех усло- вий или их комбинацией: а) не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями; б) отказами систем безопасности; в) ошибочными решениями персонала и сил безопасности. Решение проблемы запроектных аварий бази- руется на сочетании вероятностного подхода и вывода о том, что процессы в КВО не случай- ны и вызываются в условиях военных и терро- ристических рисков конкретными причинами. Целями и задачами для КВО при этом являются разработка концепции аппаратно-программно- го комплекса и интегрированной, интеллекту- альной информационно-аналитической систе- мы для поддержки принятия решений при мониторинге КВО в штатном состоянии, а также при АНВ и ЧС. Эта работа проводится с учетом повышения стойкости КВО с применением методов управления ЗА. Таким образом, проводится анализ основных процессов организации функционирования и внедрение инноваций – сквозных технологий и лучших практик. Существующий подход к обес- печению безопасности КВО, основанный на управлении рисками (минимизации рисков путем снижения вероятности (частоты) и последствий АНВ и ЧС), обеспечивает при- емлемый уровень рисков по отдельным видам угроз (но не для множественных угроз), однако он уже близок к исчерпанию своих возможно- стей и требует модернизации. Необходим пере- ход от риск-информированной парадигмы без- опасности с риском как основным ее показате- лем к риск-информированной парадигме без- опасности с показателем стойкости, учитываю- щим также когнитивные аспекты. Последнее связано с изменением в новых условиях психо- логии людей вообще и нарушителей в частно- сти, а также возникновением интеллектуально- го терроризма. При этом парадигма "управле- ние стойкостью" является естественным разви- тием и расширением парадигмы "управление рисками", поэтому стойкость должна стать целью в системе комплексного обеспечения безопасности КВО. Понятие стойкости в контексте противодействия ЧС и средства ее повышения Основной характеристикой стойкости служит время достижения предельного состояния, уве- личение которого снижает риск развития ЧС. В управлении стойкостью внимание сфокусиро- вано на риск-информированном управлении уязвимостями и доступными адаптационными возможностями. Это касается оценки уязвимо- сти и разработки планов обеспечения безопас- ности КВО, оценки вероятностей реализации угроз различной природы, выработки рекомен- даций по их предупреждению и ликвидации последствий на основании управления рисками и стойкостью. При этом стойкость – способность целенаправленно: l сопротивляться (поддерживать функции, структуру и управление) действию неустанов- ленных множественных (комбинированных) воздействий; l амортизировать последствия кратковремен- ного воздействия опасных факторов, восста- навливаться после их воздействия; l адаптироваться к запроектным воздействиям, наносящим неприемлемый ущерб жизни или здоровью людей и/или приводящим к повреждениям или разрушению КВО или его элементов. июнь – июль 2023 www.secuteck.ru З апроектная авария вызывается не учитываемыми для проектных ава- рий исходными событиями или дополнительными по сравнению с про- ектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала. К запроектным относятся гипотетические аварии, характеризующиеся весьма малой вероятностью такого события, но значительными последствиями Рис. 1. Риск-информированное принятие решений в экстремальных условиях

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw