Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023
С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 62 С истемы контроля и управления доступом изначально развивались, как и большин- ство программно-аппаратных комплексов, от производителя. В основе любой СКУД лежит решение технического вопроса надежного авто- матического определения, "кто стоит перед две- рью". Автономные системы с ПИН-кодами сложно рассматривать как СКУД, это скорее кодовые замки. Именно с появлением RFID-карт магия управления доступом пришла в массы. Кто был в начале – клиент или производитель? Первоначально разработка напоминала гонку высоких технологий: шло соревнование техно- логий карт, форматов, качества считывания. Основными разработчиками систем являлись в первую очередь производители оборудова- ния. Они предлагали законченные решения и были несовместимы друг с другом. На тот момент никто особенно не задумывался о процессах доступа, эргономике и запросах пользователей. Каждый производитель делал свои собственные продукты на базе своих аппа- ратных решений, снабжал их достаточно посредственным программным обеспечением, успешно продавал свои решения, используя "вау-эффект" от бесконтактной идентификации и удобства прохождения в двери без использо- вания ключа. Со временем, конкуренция возросла, произво- дителей стало больше и пришлось вырабаты- вать общие принципы и подходы к решению задач контроля доступа. Важно отметить, что долгое время задачи были достаточно просты- ми и сводились к определению областей и вре- мени доступа, а также сбору данных по прохо- дам. Сложность и насыщенность систем обору- дованием привела к формированию круга интеграторов и монтажных организаций, взяв- ших на себя заботу о монтаже и запуске систем. При этом конечный потребитель практически не влиял на состав и поведение системы. Системное развитие продукта производителем Отвечая на вопрос первого подзаголовка, исто- рически именно производитель взял на себя заботу по формированию и системному разви- тию отрасли: сформировалась так называемая СКУД от вендора. Под системным развитием мы подразумеваем развитие типовых продуктов для массового клиента на основе общих трендов. Производи- тель определял поведение системы, основные сценарии работы, алгоритмы, методики, интер- фейс. Следует отметить, что путь системного развития от производителя имеет массу плюсов: 1. Производитель является экспертом в области и допускает меньше просчетов, что важно для систем безопасности. 2. Взяв на себя и на своих партнеров-интегра- торов заботу по запуску и обслуживанию систе- мы, производитель освобождает потребителя от необходимости изучать непрофильную область. 3. Производитель следит за техническими трен- дами, постоянно улучшая качество систем, устраняя ошибки. 4. Развитие системы идет планомерно и пред- сказуемо. 5. Типовое универсальное решение всегда дешевле. Однако для клиента при таком подходе возни- кают значимые трудности: 1. Продукт становится элитарным, со своим язы- ком и терминологией, что требует дополнитель- ных расходов на внедрение и обучение. Напри- мер, кто-то из производителей использует тер- мин "группы доступа", кто-то "профили доступа", "шаблоны доступа" или "уровни доступа". 2. Каждый производитель предлагает свой под- ход, свое несовместимое оборудование, и пользователь попадает в зависимость от брен- да при обслуживании и расширении системы. 3. В случае ухода производителя с рынка или необходимости его смены возникают риски совместимости решений и дополнительные расходы на полную замену решения. В какой-то мере ситуация улучшилась с разви- тием рынка и его специализации. Появившие- ся на рынке производители отдельных компо- нент стимулировали введение стандартов в области RFID-носителей и способов под- ключения периферии. Обострение конкурен- ции привело к образованию консорциумов и выработке у ряда производителей единой терминологии и подходов. Но в XXI веке этого уже недостаточно. Современные тренды потребления Пользователь в последние десятилетия стал обладать значительно более серьезным уров- нем технической подготовки. В России, пожа- луй, уровень проникновения компьютерной грамотности и Интернета один из самых высо- ких в мире. Это привело к формированию дополнительных требований к функциям и работе систем безопасности: 1. Пользователь хочет видеть те же привычные ему подходы и парадигмы, которые форми- руются в других технологических областях – в онлайн-торговле, в банковских приложениях, в потреблении информации и управлении пер- сональными устройствами. 2. Клиент не хочет тратить средства на специ- альное обслуживание средств систем безопас- ности. Все больше пользователей ставят свои системы безопасности на обслуживание ИТ- подразделениями, и это требует внедрения соответствующих протоколов. июнь – июль 2023 www.secuteck.ru Михаил Иванов Руководитель департамента развития программных продуктов компании SIGUR https://d4c.ru/ Кто знает лучше, как разработать продукт в системах безопасности, – вендор или клиент? Клиентоориентированность – очевидный признак нашего времени, и потребитель при- вык к такому положению вещей. Для производителя, наоборот, серийное производ- ство и унифицированные решения снижают себестоимость, облегчая получение дополнительной прибыли. В данной статье я предлагаю разобраться, можно ли совместить оба подхода и где находится золотая середина в текущей экономиче- ской ситуации и на данный момент развития отрасли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw