Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023
П орядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного про- странства Российской Федерации, утвер- жденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. № 138 (ФАП-138). Полеты беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) отнесены к деятельности по использо- ванию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осу- ществлять запуски БПЛА, должны знать и выполнять правила и процедуры, установлен- ные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства. Противодействие БПЛА – государственная задача Для выполнения полетов БПЛА ФАП-138 уста- новлен разрешительный порядок использова- ния воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет. Однако специальная воен- ная операция стала полигоном для демонстра- ции всех преимуществ использования БПЛА в военных и террористических целях. Государственные усилия недружественных Российской Федерации стран позволили прежде всего в техническом плане существен- но повысить эффективность БПЛА. В данном случае высокая эффективность достигнута за счет использования специального программ- ного обеспечения, спутниковых систем нави- гации и современных аэронавигационных средств. Таким образом, противодействие БПЛА в Рос- сийской Федерации – это в первую очередь государственная задача, которая должна решаться посредством организации и подготов- ки специалистов, создания технических средств обнаружения и борьбы с БПЛА и необходимой нормативно-правовой базы. Пробелы в нормативно-правовой базе Для дальнейшего решения проблемы необхо- димо разобрать имеющуюся нормативно-пра- вовую базу противодействия БПЛА на объ- ектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) воздушного транспорта. Законодательство, регулирующее организа- цию противодействия актам незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность граж- данской авиации, базировалось на требова- нии транспортной и авиационной безопас- ности. Федеральный закон от 03.04.2023 г. № 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федера- ции" упрощает задачу анализа, поскольку отменяет с 01.03.2024 г. все установленные требования по авиационной безопасности. Но это не упрощение, а усложнение задачи, поскольку отменяется уже апробированная российская практика реализации междуна- родного законодательства в области авиа- ционной безопасности, при том что норма необходимости соответствия международным требованиям остается. В этой связи законода- тельство в области транспортной безопасности является единственной нормативно-правовой основой, по которой необходимо организовы- вать работу по противодействию БПЛА. Пря- мых норм, содержащих конкретные требова- ния по противодействию БПЛА, в Федераль- ном законе от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ФЗ-16), постановлении Правительства РФ от 05.10.2020 г. № 1605 "Об утверждении тре- бований по обеспечению транспортной без- опасности, в том числе требований к антитер- рористической защищенности объектов (тер- риторий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспорт- ной инфраструктуры воздушного транспорта" не содержится. Одновременно с этим и в постановлении Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требо- ваний к функциональным свойствам техниче- ских средств обеспечения транспортной без- опасности и Правил обязательной сертифика- ции технических средств обеспечения транс- портной безопасности" нет требований к тех- ническим средствам выявления и противодей- ствия БПЛА. Однако возможна практика, при которой существующие технические средства противодействия БПЛА можно отнести к ч. 2 постановления № 969 "Требования к функцио- нальным свойствам технических систем и средств сигнализации". Необходимо отметить, что ст. 1 пп. 1.1 гласит: "Зона транспортной безопасности – объект транспортной инфра- структуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное сред- ство, для которых в соответствии с требова- ниями по обеспечению транспортной безопас- ности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных". Данный пункт указывает на наличие "воздушной" части на ОТИ, а также особый режим для пересечения "иных матери- альных объектов". июнь – июль 2023 www.secuteck.ru АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 92 Эдуард Иванов Руководитель ПТАБ БУ РК "Аэропорт Петрозаводск" Таблица. Порядок действий в случае совершения АНВ с использованием БПЛА на объектах гражданской авиации Защита аэропорта от БПЛА: требования к технологиям Гражданские и военные объекты в Российской Федерации столкнулись с необходи- мостью противодействия БПЛА, которые используются в целях совершения террори- стических акций, причем указанная проблема назревала задолго до начала специ- альной военной операции Наличие на ОТИ средств контроля БПЛА Наличие на ОТИ средств противодействия (подавления) Наличие на ОТИ автоматических средств контроля и противодействия БПЛА Отсутствие на ОТИ средств контроля и противодействия БПЛА Выявление БПЛА, управляемого оператором Время реагирования – 90 с. (при условии выявления БПЛА на расстоянии 1 500 м со скоростью 60 км/ч) Время реагирования 10–20 с. (при условии выявления БПЛА в непосредственной близости и/или на ОТИ) Время реагирования – 90 с. (подавление – 60 с.) Реагирование по факту совершения АНВ Действия сотрудника(ов) подразделения транспортной безопасности на ОТИ при выявлении БПЛА Человеческий фактор (минус от времени реагирования 10–60 с.) Человеческий фактор (минус от времени реагирования 10–60 с.) Человеческий фактор (минус от времени реагирования 10–60 с.) - 1. Организовать оповещение в соответствии с утвержденной схемой (не менее 100 с.). 2. Обеспечить эвакуацию пассажиров и сотрудников (не менее 5 мин.). 3. Усилить охрану, а также пропускной и внутриобъектовый режим и т.д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw