Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023
Действия при выявлении БПЛА Порядок действий в случае совершения АНВ с использованием БПЛА на объектах граж- данской авиации указан в таблице. Приведенные временные промежутки услов- ны и будут зависеть от особенностей ОТИ, подготовки персонала, характеристик техни- ческих средств обеспечения транспортной безопасности, типа используемых БПЛА и т.д. Однако таблица демонстрирует, что при использовании БПЛА в целях АНВ время на ответные действия в случае выявления на границах ОТИ измеряется минутами. При этом в таблице не приведены примеры БПЛА, находящегося не под управлением операто- ра: данный БПЛА возможно остановить толь- ко физическим способом. Ограничения на полеты БПЛА: плюсы и минусы Решающее противодействие БПЛА на ОТИ гражданской авиации, позволяющее исклю- чить или минимизировать возможные жерт- вы, можно обеспечить с помощью средств противовоздушной обороны. Это в очеред- ной раз демонстрирует исключительную компетенцию государственных органов Рос- сийской Федерации по противодействию БПЛА. В настоящее время решением региональных органов власти вводятся частичные или пол- ные ограничения на полеты БПЛА. Такое решение призвано снизить уровень угрозы применения БПЛА в качестве средств АНВ. К сожалению, на практике это может стать ограничителем развития отрасли, поскольку злоумышленников указанные постановления не смогут остановить, но граждане и юриди- ческие лица, ведущие разработки в данной области, могут столкнуться с непреодолимы- ми ограничениями. Кроме того, при необхо- димости провести обучение персонала по противодействию БПЛА на ОТИ и других объ- ектах без использования самих БПЛА будет недостаточно информативно. Запрещающие методы на современном уров- не развития информационных технологи будут неэффективны. В этой связи возможно развитие системы противодействия БПЛА по иному пути. Потенциальное решение На фундаментальной основе государству необходимо сформировать целую инду- стрию в рамках авиационной отрасли. Не будем углубляться в эту тему, а остановимся на принципах формирования нормативно- правовой основы, способной эффективно противодействовать АНВ, связанным с использованием БПЛА: 1. В законодательстве должна быть пропи- сана роль подведомственного органа Рос- авиации ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (Государственная корпорация по организа- ции воздушного движения в Российской Федерации). В настоящее время именно Госкорпорация по ОрВД обладает доста- точной компетенцией для возможности разворачивания на территории конкретно- го региона ситуационного центра монито- ринга и управления полетами БПЛА в целях обеспечения идентификации и наблюдения. 2. На субъекты транспортной инфраструкту- ры возложены полномочия по мониторингу пространства контролируемой зоны ОТИ и нефизическому противодействию БПЛА в целях своевременного оповещения о выявленных БПЛА ситуационного центра и силовых органов. 3. Полномочия по физическому противодей- ствию БПЛА возложены на уполномоченные государственные органы – ФСБ, МВД, Рос- гвардию. Помимо этого, может быть принято решение наделения полномочиями по физи- ческому противодействию БПЛА подразделе- ний ведомственной охраны в гражданской авиации ФГУП УВО Минтранса России. Распределение ответственности по вопросу противодействия БПЛА позволит существен- ным образом повысить эффективность ответ- ных мер и снизить существующие риски. n www.secuteck.ru июнь – июль 2023 АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 93 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru С оответствующее распоряжение № 1630-р "Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г." было подписано 21 июня. В течение ближайших шести с половиной лет в России должна появиться новая отрасль эко- номики, связанная с созданием и использова- нием гражданских беспилотников. Такова глав- ная цель Стратегии. Основой для формирования отрасли может послужить имеющийся опыт использования беспилотных авиационных систем. Они уже применяются, к примеру, для инспекции состояния энергосетей. Использование беспилотников позволило сократить сроки проведения таких прове- рок в пять раз. Вовремя выявленные повреждения снизили риск возникновения аварий на сетях в восемь раз. В картогра- фии и кадастре использование беспилот- ников уменьшило стоимость комплексных работ на 20%. В сфере экологического контроля БПЛА позволяют выявлять в четыре раза больше нарушений при том же штате инспекторов. Наибольший потенциал для применения беспи- лотников имеется в сельском хозяйстве, строи- тельном надзоре, создании и актуализации гео- пространственных баз данных и доставке грузов в труднодоступные районы. Стратегией определены пять ключевых направ- лений развития беспилотной авиации. Первое касается стимулирования спроса на отече- ственные беспилотные авиационные системы. Второе – разработки и серийного производ- ства таких систем, а также создания крупных производственных центров, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников. Третье направление подразу- мевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвертое – подготовку кадров для беспилотной авиации. Пятое – фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиацион- ных систем. План мероприятий по реализации стратегии сформирован с учетом этих ключевых направ- лений. Так, например, в рамках разработки и серийного производства беспилотников уже в 2023 г. будет начата работа по созданию системы научно-производственных центров компетенций и испытаний в сфере беспилотных авиасистем. Ответственными за это направле- ние определены Минпромторг, Правительство Москвы, АНО "Платформа национальной тех- нологической инициативы" и ряд других орга- низаций. Для формирования кадрового резерва спе- циалистов по беспилотной авиации в 2024 г. планируется начать разработку учебных модулей и основных курсов обучения по бес- пилотным воздушным судам (БВС) и внедре- ние этих компонентов в программы общего, среднего профессионального и высшего образования. Вести эту работу будут Мин- просвещения, Минобрнауки, Правительство Москвы, АНО "Университет НТИ 2035". Им же поручено создать цифровой реестр кад- ров БВС, связывающий данные о вакансиях и кадровом потенциале специалистов в этой области. Разработать Стратегию развития беспилотной авиации правительству поручил президент в конце 2022 г. Ее реализация позволит запу- стить предприятия, которые будут заниматься не только финальной сборкой, но и выпуском материалов и комплектующих, подготовкой программных решений. "В настоящее время параллельно с разработкой Стратегии развития беспилотной авиации по поручению президента России правительство завершает формирование национального про- екта развития беспилотных авиационных систем. Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации при- нятой стратегии", – прокомментировал первый вице-премьер Андрей Белоусов. n Источник: http://government.ru/news/48875/ Правительство утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw