Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2019

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 104 В качестве основного источника электропита- ния систем охраны в подавляющем боль- шинстве случаев используется электрическая сеть систем электроснабжения общего назначе- ния (230/400 В, 50 Гц) по ГОСТ 29322–2014. Нормы качества электрической энергии в систе- мах электроснабжения общего назначения рег- ламентируются требованиями ГОСТ 32144– 2013. Ответственность за качество предостав- ляемой электроэнергии лежит на территориаль- ных генерирующих компаниях Российской Федерации. Вместе с тем выбор технологии и способа технической реализации источников электропитания с резервом остаются за про- изводителями ТСО. Что предлагает рынок? Для организации резервного электропитания ТСО со значительным энергопотреблением используются кислотные аккумуляторные батареи большой емкости (аналогичные при- меняемым в транспортных средствах), дизель- или бензогенераторы. Основная часть объектовых ТСО имеет низкое электро- потребление, что позволяет применять в системах охраны источники электроэнергии, более технологичные по сравнению с кислот- ными аккумуляторными батареями большой емкости. На сегодняшний день наиболее рас- пространенным из них является герметизиро- ванная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея. Следует заметить, что помимо них существует целый ряд перезаряжаемых накопителей элек- троэнергии, основанных на использовании иных физико-химических процессов. К самым распространенным можно отнести: l графенполимерные (Cn-Po) аккумуляторы; l лантанфторидные (La-Ft) аккумуляторы; l литийионные (Li-Ion) аккумуляторы; l железовоздушные (Fe-air) аккумуляторы; l никель-солевые (Na/NiCl) аккумуляторы; l натрий-серные (Na-S) аккумуляторы; l никель-кадмиевые (Ni-Cd) аккумуляторы; l железоникелевые (Ni-Fe) аккумуляторы; l никель-водородные (Ni-H2) аккумуляторы; l никель-металлгидридные (Ni-MH) аккумуля- торы; l никель-цинковые (Ni-Zn) аккумуляторы; l свинцово-водородные (Pb-H) аккумуляторы; l серебряно-цинковые (Ag-Zn) аккумуляторы; l серебряно-кадмиевые (Ag-Cd) аккумуляторы; l цинк-бромные (Zn-Br) аккумуляторы; l цинк-воздушные (Zn-air) аккумуляторы; l цинк-хлорные (Zn-Cl) аккумуляторы; l перезаряжаемые марганцево-цинковые щелочные гальванические элементы RAM (Rechargeable Alkaline Manganese); l электрохимические конденсаторы (иони- сторы). Оценив достоинства и недостатки каждого из перечисленных накопителей электроэнергии, можно сделать следующий вывод: по соотно- шению "цена/качество" наиболее перспектив- ным для ТСО представляется использование литийионных аккумуляторов. Первые литийионные аккумуляторы Вопрос о возможности применения литийион- ных аккумуляторов в нашей стране начали рассматривать в начале 50-х гг. XX века, а первые серийные образцы были созданы в 80-х гг. Из-за сравнительно высокой цены применение они нашли только в военно-про- мышленном комплексе. В частности, в г. Ново- черкасске Ростовской области было налажено производство литийионных аккумуляторных батарей, предназначенных для нужд военно- морского флота. Первый литийионный аккумулятор массового применения выпустила корпорация Sony в 1991 г. Значительная стоимость литийионных аккумуляторов компенсировалась рядом пре- имуществ: высокие зарядный и разрядный токи, повышенная удельная энергоемкость, отсутствие "эффекта памяти". Серьезным недостатком технологии литийион- ных аккумуляторов первого поколения была их пожароопасность. Это объяснялось тем, что в них использовался анод из металлического лития, на котором в процессе многократных циклов зарядки/разрядки возникали простран- ственные образования (дендриты), приводя- щие к замыканию электродов и, как следствие, возгоранию или взрыву. Поэтому к аккумулято- рам на основе лития долгое время относились с опасением. август – сентябрь 2019 www.secuteck.ru Алексей Колосков Заместитель начальника отдела ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии Анатолий Вихирев Старший научный сотрудник ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии Алексей Елфимов Технический директор ЗАО "Бастион" Герметизированная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея Инновационный подход к обеспечению резервного электропитания ТСО Основой надежности работы любого технического средства охраны (ТСО) на протяже- нии всего заданного срока службы является качество и стабильность параметров его электропитания. Выполняя требование по обеспечению бесперебойности работы систем охраны, все они в обязательном порядке оснащаются источниками электропи- тания с резервом, предназначенными для питания систем в течение времени, необхо- димого для восстановления основного источника при его аварийном отключении

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw