Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 27 Симбиоз градостроительных решений и технологий Прежде чем принять решение, например, о про- ектировании нового торгового или офисного центра, муниципалитет в первую очередь присту- пает к прогнозированию изменений в работе транспорта, которые произойдут в связи со строи- тельством объекта и после его запуска в эксплуа- тацию. Затем город планирует устройство допол- нительной инфраструктуры: остановок обществен- ного транспорта, парковок для личных автомоби- лей, пешеходных переходов и умных светофоров. С улучшением экологической ситуации в горо- дах и в связи с тяготением городского населе- ния к здоровому образу жизни растет популяр- ность альтернативного транспорта – велосипе- дов и электросамокатов. Городским властям приходится предусматривать в градостроитель- ных планах расширение тротуаров, выделение специальных дорожек, устройство автоматиче- ских станций проката и развитие технологий дистанционной оплаты аренды оборудования. Концепция скоординированной транспортной системы Есть большая разница между фактическим нали- чием в городах разрозненных смарт-систем и их совместной работой. Городскому жителю важен комфорт, к примеру важно иметь возможность построить маршрут с удобными пересадками с одного транспорта на другой и при этом знать точное время на дорогу. Муниципалитету нужно сделать город комфортным для жизни местом и эффективной бизнес-площадкой. В этом деле не обойтись без создания интеллектуальных плат- форм, объединяющих весь городской транспорт в единую систему – общественный и личный, школьные автобусы, каршеринг, такси, эвакуато- ры, технику коммунальных и дорожных служб, систему управления светофорами, парковочное пространство и т.д. Концепция скоординированной транспортной системы признана самым эффективным подхо- дом к транспортному планированию города. Аналитическая система в России В России скоординированная транспортная система только строится, но ее отдельные смарт-элементы уже вовсю работают. Напри- мер, в 15 городах внедрена аналитическая система, позволяющая оценивать загружен- ность и готовить предложения по изменению параметров городского парковочного проекта: стоимость услуги в час, время на ее оплату, про- должительность платного периода и т.д., чтобы удерживать загруженность на оптимальном уровне – 85%. Гибкость системы позволяет вво- дить платный период только на тех участках улиц и в то время, когда есть дефицит свобод- ных мест. Система интегрирована с госорганами (ГИБДД, Госуслуги.ру, Федеральным казначей- ством) и операторами платежных решений. Электронные платежные карты Большинство унифицированных транспортных систем базируются на внедрении электронных платежных карт. Анализ данных о местах посад- ки/высадки пассажиров общественного транс- порта, приоритетных направлениях и загружен- ности линий позволяет городской администра- ции определить приоритеты развития транс- портной инфраструктуры города. Для пользова- телей общественного транспорта информация об интенсивности трафика и перебоях в работе общественного транспорта полезна тем, что позволяет эффективно планировать маршрут. Транспортные компании пользуются продукта- ми транспортной аналитики для гибкого плани- рования загруженности своего автопарка. Система весогабаритного контроля Еще один проект российского происхождения нацелен на грузовой автотранспорт. Автомати- ческая система весогабаритного контроля (АСВГК) взвешивает и обмеряет грузовики во время их движения через специальные рамки на трассах. При этом основной поток не снижа- ет скорость. Грузовое транспортное средство с перевесом идентифицируется по госномеру, затем автоматически проверяется по базе выданных разрешений на провоз негабарита. Если разрешения нет, то перевозчик получает штраф. Параллельно с контролем перевозок дорожники автоматизируют и процедуру выда- чи разрешений. Теперь вместо 15 дней разре- шение можно получить за 1 день. Программные модули АСВГК поддерживают межведомствен- ную консолидацию данных ГИБДД, ГИС ГМП, Госуслуги.ру, Почты России и ФССП. В АСВГК действует автоматический мониторинг работы весового оборудования и оценка каче- ства измерений. При возникновении отклоне- ний от норм систему оперативно донастраи- вают. Случаются и факты объезда постов весо- вого контроля, и скрытия номеров, но в этом случае уклониста идентифицируют комплексы мониторинга, работающие на нейросетях и искусственном интеллекте. Они установлены на соседних участках трассы. Центры управления городским транспортом в мире В большинстве городов мира аналитические системы все еще фрагментарны, но даже в таком виде их роль в управлении городом и повышении комфорта горожан нельзя недо- оценивать. Аналитическая система TfL в Лондоне Smart London провозглашена концепцией разви- тия британской столицы в 2013 г. Центральная роль в ней принадлежит умному транспорту. Транспортная система Лондона базируется на платежной карте Oyster и работает с 2003 г. Сбо- ром и анализом данных занимается департамент транспорта Лондона (Transport for London TfL). Аналитическая система TfL обрабатывает данные о перемещениях пассажиров и адаптирует систе- www.secuteck.ru август – сентябрь 2019 СПЕЦПРОЕКТ УМНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ ГОРОДА Аналитическая система Transport for London обрабатывает данные о перемещениях пассажиров и адаптирует систему общественного транспорта под нужды жителей www.static.independent.co.uk В Барселоне новая система автобусных маршрутов разработана на основе анализа данных единой аналитической платформы City OS www.metropoliabierta.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw