Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 16 чие от приведенного в п. 6 Правил, тоже является уникальным и которое к моменту утверждения документа также существенно меняется. Кроме того, в п. 6 говорится: "в требованиях определяется порядок проведения категори- рования объекта (территории) … с учетом сте- пени угрозы совершения на нем террористи- ческого акта и возможных последствий его совершения… …Степень угрозы совершения террористическо- го акта определяется на основании данных … о совершенных и предотвращенных террори- стических актах. возможные последствия совершения террори- стического акта определяются на основании прогнозных показателей: l о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью; l о возможном материальном ущербе; l об ущербе окружающей природной среде". Первый критерий – степень угрозы террори- стического акта – фактически не работает, так как официальная статистика о совершенных и предотвращенных террористических актах в открытой печати не публикуется, а методи- ка, позволяющая определить степень угрозы для объектов с массовым пребыванием людей, не разработана. То же самое относится ко второму критерию – совокупности значений показателей (предпола- гаемого количества пострадавших, предпола- гаемых размеров материального ущерба и ущерба окружающей среде). Методики, поз- воляющие рассчитать для объекта с массовым пребыванием людей значения этих показате- лей, не разработаны. Предложения по изменениям и дополнениям Полагаем целесообразным для объектов с мас- совым пребыванием людей: 1. Установить единственный показатель, опре- деляющий категорию риска террористических посягательств, – максимально возможное коли- чество людей, одновременно находящихся на объекте (территории), как это уже установлено некоторыми действующими требованиями к антитеррористической защищенности объ- ектов (территорий). 2. актуализировать Правила с учетом измене- ний в российском законодательстве. С учетом этих изменений установить в Правилах необхо- димость предварительного категорирования объектов на этапе разработки проектной доку- ментации. 3. С учетом положений постановления Прави- тельства Российской Федерации "О примене- нии риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государствен- ного контроля (надзора)" установить единые нормы периодичности контроля за выполне- нием требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). воз- можный вариант представлен в табл. 2. 4. Установить обязательное участие территори- альных органов МЧС России в работе комиссий по категорированию объектов с массовым пре- быванием людей и в согласовании их паспор- тов безопасности. 5. Максимально сократить бумажный докумен- тооборот, связанный с обеспечением антитер- рористической защищенности объектов (терри- торий), эффективно применять системы элек- тронного документооборота при безусловном обеспечении защиты служебной информации ограниченного распространения. 6. во исполнение требований Концепции про- тиводействия терроризму в Российской Феде- рации и Указа Президента Российской Федера- ции "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" создать предпосылки для перехода информационных технологий в обла- сти антитеррористической защищенности объ- ектов на современный путь развития, заклю- чающийся в цифровой трансформации процес- сов сбора, обработки и анализа информации о состоянии антитеррористической защищенно- сти объектов (территорий). Компенсационные меры, предпринятые АТК города Москвы С целью создания правообладателям необходи- мых условий для исполнения требований к анти- террористической защищенности объектов (тер- риторий), обеспечения работы органов испол- нительной власти города Москвы и территори- альных органов федеральных органов исполни- тельной власти по категорированию и паспорти- зации объектов (территорий) с массовым пре- быванием людей антитеррористической комис- сией города Москвы рассмотрены и утверждены документы методического характера: 1. Форма единого Перечня объектов (террито- рий) с массовым пребыванием людей, подле- жащих категорированию в интересах их анти- террористической защиты (за основу взята форма перечня, установленная Министерством промышленности и торговли Российской Феде- рации для торговых объектов), и правила фор- мирования, ведения и актуализации такого перечня органами исполнительной власти горо- да Москвы. Каждому объекту (территории) в перечне присваивается уникальный иденти- фикационный номер (Уин). 2. Методические рекомендации о порядке согласования паспортов безопасности объектов (территорий) с массовым пребыванием людей в городе Москве, которыми рекомендованы: l последовательность согласования паспортов безопасности территориальными органами; l порядок оценки содержания паспорта без- опасности, с учетом компетенции территори- альных органов; l сроки рассмотрения паспортов безопасности каждым территориальным органом. 3. Требования к структуре и содержанию плана действий организации при установлении уров- ней террористической опасности в городе Москве, содержащие рекомендации о порядке его разработки, согласования и утверждения, а также рекомендуемая форма (вариант) такого плана действий. Мы считаем в дальнейшем одной из своих приоритетных задач деятельность по методиче- скому сопровождению проблематики, связан- ной с обеспечением антитеррористической защищенности населения и инфраструктуры города Москвы. n август – сентябрь 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ МЕСТа С МаССОвыМ ПРЕбываниЕМ людЕй Таблица 2. Вариант единых норм периодичности контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Категория риска Периодичность контроля (вариант) 1 (чрезвычайно высокий) Не реже 1 раза в год 2 (высокий) Не реже 1 раза в 2 года 3 (значительный) Не реже 1 раза в 3 года 4 (средний) Не реже 1 раза в 4 года Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Таблица 1. Пример использования некоторых понятий при разработке требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Проект требований Утвержденный документ К потенциально опасным участкам объекта (террито- рии) относятся территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические эле- менты объекта (территории), которые могут быть использованы для несанкционированного проникно- вения на объект (территорию), подготовки и совер- шения террористического акта, в том числе закладки взрывных устройств, взрывчатых и (или) отравляю- щих веществ, места наиболее вероятного располо- жения лиц, совершающих террористический акт. К потенциально опасным участкам объекта (терри- тории) относятся части объекта (территории), кон- структивные и технологические элементы объекта (территории), которые могут быть использованы для подготовки и совершения террористического акта, в том числе для закладки взрывных устройств, взрывчатых и (или) отравляющих веществ. К критическим элементам объекта (территории) относятся склады, хранилища, инженерные соору- жения и коммуникации, а также их конструктивные и технологические элементы, разрушение (повреж- дение) которых в результате террористического акта может привести к разрушению объекта. К критическим элементам объекта (территории) относятся конструктивные и технологические эле- менты, разрушение (повреждение) которых в результате террористического акта может приве- сти к нарушению нормального функционирования объекта (территории).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw