Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 20 Д ерзкая кража картины архипа Куинджи "ай-Петри. Крым" из Третьяковской гале- реи в прошлом году вызвала широкий обще- ственный резонанс. и это неслучайно. По дан- ным департамента музеев Минкультуры Рос- сии, оценочная стоимость картины составляет порядка 12 млн рублей. Похищена картина была буквально на глазах у посетителей, как в известной комедии Эльдара Рязанова "Стари- ки-разбойники". К счастью, картину нашли, преступника задержали, но стало понятно: надо срочно что-то делать с безопасностью объектов культуры, тем более что громкие кражи ценных полотен (стоимостью многие миллионы руб- лей) из российских музеев и картинных галерей совершались и ранее. Так, например, в 2015 г. в Калужской области из Тарусской картинной галереи были похищены картины ивана айва- зовского, василия Поленова и неизвестного художника общей стоимостью 7,5 млн рублей. а годом ранее из Плесского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника были украдены пять картин исаака левитана общей стоимостью порядка 77 млн рублей. и так каждый год: кто-то кое- где у нас порой что-то да похищает из музея, причем не всегда правоохранительным органам удается найти преступников и вернуть похищен- ные ценности. а ведь речь идет не просто о каких-то дорого- стоящих предметах, а об историческом и куль- турном наследии страны. Так что вопрос стоит не только об имущественной безопасности, но и об ответственности перед сегодняшними и будущими поколениями. Специфика охраны объектов исторического и культурного наследия Поиск эффективных технических решений по обеспечению защиты музейных ценностей от криминальных посягательств в профессиональ- ных кругах ведется с давних пор и имеет пер- спективу долгосрочного сотрудничества. ведь с одной стороны в этом противостоянии злоумыш- ленники, которые ищут слабые места в системе безопасности и совершенствуют свое крими- нальное мастерство, а с другой – разработчики и производители средств обнаружения, перед которыми стоит задача создать такие извещате- ли, которые могли бы распознать действия само- го хитроумного нарушителя, причем желательно на ранней стадии, и мгновенно подать сигнал тревоги с указанием необходимой информации для службы реагирования. При этом создание средств обнаружения, предназначенных для применения на объектах, относящихся к памят- никам истории и культуры, сопряжено с целым рядом дополнительных трудностей. Это связано с тем, что многие музеи, картинные галереи, соборы, храмы и другие объекты исто- рического и культурного наследия расположены в зданиях, которые сами по себе относятся к памятникам истории и культуры. нанесение какого-либо ущерба этим зданиям законода- тельно недопустимо. По этой причине любые электромонтажные работы, которые проводятся в таких исторических зданиях, будь то проклад- ка кабельных линий связи или установка (мон- таж на стене, потолке, других строительных конструкциях) какого-либо охранного оборудо- вания – довольно сложный и затратный с точки зрения организации работ процесс, вплоть до необходимости выполнения реставрационных работ после монтажа системы охраны. для того чтобы определить наиболее правиль- ные и эффективные способы решения этой про- блемы, необходимо обратиться прежде всего к нормативным документам. август – сентябрь 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ МЕСТа С МаССОвыМ ПРЕбываниЕМ людЕй Дмитрий Прошутинский Научный сотрудник ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии Михаил Пермяков Научный сотрудник ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии Александр Кротов Младший научный сотрудник ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии Третий рубеж охраны музейных экспонатов Проблемы, решения, перспективы Проблема эффективности обеспечения противокриминальной защиты музейных экс- понатов, особенно картин, антиквариата и других ценных предметов, выставляемых для открытого просмотра в музеях и выставочных залах, активно обсуждается как в экспертном сообществе, так и на самом высоком правительственном уровне. Причиной такой активизации стала скандальная кража картины Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" из Третьяковской галереи в 2019 г. Как избежать подобных инциден- тов в будущем? Есть ли сегодня технические средства, с помощью которых можно было бы надежно защитить картины и другие музейные ценности от преступных пося- гательств, особенно в условиях свободного доступа посетителей? В каком направ- лении идет развитие таких систем? На эти и другие вопросы отвечают авторы статьи www.artguide.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw