Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 21 Требования Минкультуры России Основным нормативным документом по данно- му вопросу являются Типовые требования по инженерно-технической укрепленности и обо- рудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зда- ниях – памятниках истории и культуры, утвер- жденные приказом Министерства культуры Рос- сийской Федерации № 664 от 8 ноября 2000 г. Согласно этим требованиям, в интерьерах таких зданий допускается размещение малогабарит- ных охранных извещателей при условии, что их установка не искажает здания или помещения и не вызывает порчи отделки интерьеров и кон- структивных элементов. При этом экспозицион- ные залы должны быть оборудованы тремя рубежами охранной сигнализации с блокиров- кой отдельных экспонатов, витрин и отдельных зон. Что касается средств тревожной сигнализа- ции, то предпочтительным является использо- вание носимых устройств, работающих по радиоканалу. в настоящее время на рынке технических средств безопасности представлены различные системы охранной сигнализации (интегриро- ванные системы безопасности), позиционирую- щиеся как системы охраны музеев, а также "самостоятельные" охранные извещатели с уни- версальным интерфейсом, которые могут решить отдельную задачу, в зависимости от принципа действия и функциональных возмож- ностей. Чтобы ответить на вопрос, в полной ли мере они отвечают нормативным требованиям Минкультуры России и учитывают ли особенно- сти организации охраны музейных ценностей в исторических зданиях, необходимо сформи- ровать критерии оценки. Три рубежа охраны Если говорить в целом о системе охраны музея, картинной галереи, иного объекта историческо- го и культурного наследия, то такая система должна включать в себя определенный набор средств обнаружения (охранных извещателей различных принципов действия), обеспечиваю- щих формирование всех необходимых рубе- жей охраны. Первым рубежом, как правило, блокируют окна, двери, строительные и защитные кон- струкции зданий и помещений. вторым – внутреннее пространство музейных или выставочных залов (галерей), запасников, хранилищ, служебных помещений, а также все возможные пути передвижения. Третьим – сами музейные (выставочные) экспо- наты (картины, предметы старины, скульптуры, другие произведения искусства), а также уста- новленные внутри помещений остекленные витрины с экспонатами и т.д. для музеев, картинных галерей и других объ- ектов, расположенных в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, весьма пред- почтительным является наличие у вышеупомяну- тых средств обнаружения возможности переда- чи информации по беспроводному каналу связи, чтобы исключить возможность порчи интерьеров и нанесения ущерба историческому зданию при прокладке кабельных линий. Причем диапазон рабочих частот беспроводного канала связи охранной системы не должен пересекаться с рабочими частотами других радиоизлучающих устройств, которые могут работать в музее (Wi-Fi-роутеры, сотовые телефоны). Необходимые технические параметры системы охранной сигнализации важно отметить, что применение беспровод- ных систем охранной сигнализации позволяет решить две важные организационно-техниче- ские задачи, с которыми зачастую приходить- ся сталкиваться создателям выставочных экс- позиций: 1) ограничение времени на подготовку поме- щения к новой выставочной экспозиции; 2) обеспечение полной пространственно-худо- жественной свободы в размещении экспонатов. Кроме того, как показывает опыт развития систем безопасности, целесообразно, чтобы система охранной сигнализации обеспечивала возможность интеграции и имела единый поль- зовательский интерфейс с системой пожарной сигнализации объекта, видеонаблюдения, контроля и управления доступом, потому что это уменьшит время обучения сотрудников, отвечающих за безопасность, и сделает экс- плуатацию системы проще. а еще такой подход в долгосрочном плане снижает затраты на тех- ническое обслуживание, то есть система стано- вится дешевле в эксплуатации. и наконец, система охраны должна иметь воз- можность своевременно оповещать сотрудни- ков службы безопасности о тревоге. При этом желательно, чтобы оповещение осуществлялось с помощью не только традиционных средств (светозвуковые охранно-пожарные оповещате- ли и сообщения на мониторе пульта охраны), но и новых способов, таких как персональные устройства оповещения. Целесообразно, чтобы на дисплей таких устройств, находящихся у сотрудников службы безопасности и смотрителей музеев, приходили легко различимые сигналы и информационные сообщения, в которых содержится полное опи- сание тревожного события, какой экспонат и в каком зале потревожен. Применение персо- нальных устройств значительно ускоряет реак- цию персонала музея на тревогу, а за счет полу- чения быстрой и точной информации о месте тревожного события позволяет избежать мно- гих неприятных ситуаций. возвращаясь к снижению стоимости эксплуата- ции системы охранной сигнализации для музейных (выставочных) экспонатов, следует сформулировать и требования к определяю- щим ее параметрам. Так, например, электропитание беспроводных средств обнаружения и персонального опове- щения должно осуществляться от высоко- эффективных автономных элементов, обес- печивающих функционирование охранных устройств (до замены элемента питания) не менее пяти, а лучше десяти лет. Это позволило бы вообще не менять элементы питания в тече- ние всего срока службы устройств или делать это очень редко. Поскольку мы ведем речь о системе охраны, в которой обмен информацией между состав- ными частями осуществляется по беспроводной технологии, то вполне логичным становится требование разумного увеличения дальности действия радиоканала, что позволяет умень- шить количество ретрансляторов, а значит и на этапе монтажа можно сэкономить, и обслужи- вать систему впоследствии станет проще. и конечно, при создании действительно совре- менной и удобной для всех системы охраны музея не обойтись без облачных сервисов для удаленного технического обслуживания. 5 ключевых критериев в итоге система охраны музеев должна отвечать следующим основным критериям: 1) иметь широкий спектр различных охранных устройств, в том числе полноценный набор охранных извещателей различных принципов действия, обеспечивающих создание всех необходимых (трех или более) рубежей охран- ной сигнализации; 2) осуществлять обмен информацией между составными частями системы по беспроводно- му помехоустойчивому каналу связи; 3) иметь возможность работы в едином интер- фейсе с другими системами безопасности музея (пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом и др.); 4) обеспечивать возможность персонального оповещения сотрудников службы охраны, смот- рителей и других ответственных лиц музея о тревожных событиях с указанием конкретного места (номера зала, картины, скульптуры, вит- рины с экспонатами и т.д.); 5) обеспечивать удобство технического обслу- живания, долгий срок работы от автономных элементов электропитания, большую дальность радиосвязи, наличие облачных сервисов. Без третьего рубежа не обойтись итак, мы выяснили, что при создании полно- ценной системы охраны музея или картинной галереи без третьего рубежа охраны (защиты экспонатов) не обойтись. все-таки музей – это не просто хранилище ценностей. Особенность его в том, что необходимо не только обеспечить сохранность экспонатов, но и дать возможность посетителям музея их увидеть и даже близко рассмотреть. во время работы музея третий рубеж охраны становится первым по важности и подчас единственным. даже если в музее есть система видеонаблюдения, то она может ока- заться полезной лишь тогда, когда обнаружит- ся, что какой-нибудь экспонат пропал, и сотруд- никам следственных органов придется изучать видеозаписи, как, собственно, и было в ситуа- ции с кражей картины "ай Петри. Крым". К сожалению, до сих пор многие музеи не обо- рудованы тремя рубежами охраны, и речь идет не только о временных экспозициях, но и о постоянных. Причины такого отставания, видимо, кроются как в технических проблемах, так и в ограниченных финансовых возможно- стях музеев, а возможно и в человеческом фак- торе. Принцип "если застраховано, то можно особо и не охранять" приводит подчас к безвоз- вратной утрате бесценных реликвий и произве- дений искусства, отнюдь не способствуя защите исторического и культурного наследия от пре- ступных посягательств, а скорее наоборот. для цивилизованного выхода из этой ситуации необходимо решение, которое было бы про- www.secuteck.ru август – сентябрь 2020 СПЕЦПРОЕКТ МЕСТа С МаССОвыМ ПРЕбываниЕМ людЕй

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw