Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2020

Т ехнологии обеспечения безопасности поле- тов БПЛА необходимо отрабатывать в рам- ках пилотных зон и стандартизировать по мере получения результатов испытаний и опыта экс- плуатации. Отсутствие технологий и опыта их применения является тормозящим фактором для формирования полноценной нормативной базы, поэтому задача интеграции БПЛА в единое воз- душное пространство должна решаться поэтап- но. Этапы интеграции предлагаются в различных концепциях интеграции БАС в единое воздушное пространство, в том числе и в РФ. Действующие правила В декабре 2019 г. вступил в силу приказ Минтранса России, утверждающий федераль- ные авиационные правила (ФАП) "Сертифика- ция авиационной техники, организаций разра- ботчиков и изготовителей. Часть 21". Одним из основных изменений этого документа является расширение области его применения на беспилотные авиационные системы, которые должны быть сертифицированы в том случае, если максимальная взлетная масса БПЛА в их составе превышает 30 кг (в соответствии с Воз- душным кодексом РФ). Согласно ФАП, сертификация авиационной техники проводится в процессе летных испытаний на соответствие положениям сформированного разработчиком и согла- сованного с Авиарегистром Сертифика- ционного базиса объекта авиационной тех- ники, который состоит из разделов требо- ваний к летной годности и охране окружаю- щей среды (акустика и эмиссия авиацион- ных двигателей). Отсутствие норм летной годности Развитию системы сертификации беспилотных авиационных систем препятствует отсутствие действующих на территории РФ норм летной годности (НЛГ), на основе которых формиру- ется раздел требований к летной годности Сер- тификационного базиса. В 2019 г. проект норм летной годности для бес- пилотных авиационных систем с беспилотными воздушными судами до 750 кг был разработан ФГУП "ЦАГИ" и представлен в Минтранс для дальнейших процедур утверждения документа. В основу проекта НЛГ легли рекомендации международных рабочих групп по нормативно- му регулированию в области БАС. Прогресс неизбежен Несмотря на технологические и нормативные барьеры, отрасль беспилотных летательных аппаратов стремительно развивается. Ежегодно выявляются потребности в использовании БПЛА в самых различных областях для решения мно- жества задач. Типовых сценариев применения БАС и, как следствие, типов беспилотных лета- тельных аппаратов можно насчитать уже несколько сотен, поэтому исследования в инте- ресах развития беспилотной авиационной тех- ники постепенно занимают лидирующие пози- ции в перечнях перспективных и приоритетных направлений. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2020 БАС. АНТИДРОН Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 57 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Владимир Шибаев Директор Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского Беспилотный летательный аппарат "Орион" (разработчик АО "Кронштадт"), фото АО "Кронштадт" Беспилотный летательный аппарат "AURA 100" (разработчик ООО "AURA"), фото ООО "AURA" Беспилотный летательный аппарат "Горизонт Эйр S-100" (производитель ОАО "Горизонт", Ростов-на-Дону) в экспозиции Международного военно-технического форума "Армия-2017". Кубинка, 25.08.2017, фото Alan Wilson Cертификация беспилотных авиационных систем: барьеры и драйверы Мировое авиационное сообщество пытается решить проблему интеграции беспилот- ных авиационных систем в систему организации воздушного движения гражданской авиации в течение уже более 10 лет. Ключевыми для решения этой задачи признаны такие технологические направления, как линия передачи данных управления и конт- роля, а также система обнаружения и предупреждения столкновений в воздухе

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw