Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2020
l БПЛА-разведчики, ведущие с воздуха наблю- дение и видеосъемку в разведывательных целях; l БПЛА – корректировщики огня; l БПЛА связи (используются для обмена информацией между группами МТО); l ударные БПЛА (бомбардировщики), сбрасы- вающие взрывные устройства с воздуха; l БПЛА-шахиды (дроны-камикадзе), исполь- зуемые для поиска и уничтожения цели. Вне зон вооруженных конфликтов особо опасно применение террористами дронов-камикадзе. Они несут, как правило, небольшое количество мелких поражающих элементов, которые при- водят в основном к легким ранениям и конту- зиям. Этим достигается одна из фундаменталь- ных целей террористов – не только вызвать человеческие жертвы, но и посеять страх и панику среди населения. Ситуация в СНГ К счастью, на территории государств – участ- ников СНГ не было зафиксировано соверше- ние террористических акций с использовани- ем БПЛА. В то же время в ходе проведения международной выставки "ЭКСПО-2017" в Астане, Республика Казахстан, в качестве угрозы был определен риск совершения тер- рористических атак с применением БПЛА. В связи с этим над воздушным пространством выставки была введена 3-километровая зона ограничения полетов. Для выявления и подав- ления дронов использовались мобильные комплексы радиоэлектронной борьбы. В итоге за сравнительно небольшой период времени в зоне проведения выставки было пресечено 58 фактов несанкционированных полетов бес- пилотников, которые потенциально могли быть использованы для проведения террори- стических актов. Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать, что государства – участники СНГ, как и все страны, уже столкнулись с оче- видным дисбалансом между темпами роста технологических возможностей террористиче- ских структур (в частности, использованием ими беспилотников) и недостаточностью опыта противодействия таким технологиям. Приоритетные способы защиты В настоящее время в странах, где разрабаты- ваются беспилотные системы, активно ведутся работы по противодействию угрозам, исходя- щим от них. Если обобщить, то к способам защиты относят: l превентивно-профилактические ограничения на полеты БПЛА; l обнаружение и распознавание (идентифика- цию) БПЛА; l локализацию беспилотного аппарата и его оператора; l нейтрализацию (прекращение функциониро- вания) БПЛА. Как показывает наработанный опыт, в превен- тивно-профилактических способах обеспечения безопасности выделяются юридические, пуб- лично-информационные, административные и программные меры. К юридической защите относится принятие законов об обязательной регистрации беспи- лотников, о правилах полетов и эксплуатации БПЛА, о зонах и территориях, закрытых для полетов, а также введение санкций для нару- шителей. Публично-информационные способы защиты включают в себя информирование обществен- ности через СМИ о закрытых для беспилотников зонах, установку соответствующих знаков по периметру защищаемого объекта. К административным мерам относится задер- жание лиц, пытающихся запускать дроны в неположенных местах, проведение с ними профилактических бесед, конфискация беспи- лотников. Программная защита – это установка произво- дителем в программах управления полетом гео- локационных, скоростных, высотных и иных ограничений. Следует отметить, что превентивно-профилак- тические способы защиты эффективны только в отношении законопослушных граждан. В остальных случаях они являются недостаточ- ными. При таком варианте следующим рубе- жом обеспечения безопасности становится обнаружение и нейтрализация БПЛА. Для обнаружения используются визуальные, акустические и специальные технические сред- ства. В число основных способов нейтрализации бес- пилотников входят: 1. Зенитно-ракетный. 2. Акустический. 3. Лазерный. 4. Микроволновый. 5. Сетевой. 6. С применением систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В городских условиях и для защиты важных объектов инфраструктуры наиболее перспек- тивными считаются системы РЭБ. Формирование правового механизма Очень важным представляется правовой аспект проблемы робототехники. Многие госу- дарства Содружества уже приступили к фор- мированию своего законодательства, регла- ментирующего оборот беспилотников, прежде всего применительно к местам проведения массовых мероприятий и защите особо важ- ных объектов. Однако национальные законо- дательства государств – участников СНГ имеют разную степень проработанности данной про- блемы. В ряде стран, например в Азербайджа- не и Таджикистане, нормативная база находит- ся только в стадии разработки. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Узбекистан 5 сформировали законодательную базу по БПЛА, однако она требует дальнейшего совер- шенствования. Так, компетентные органы Республики Казах- стан обоснованно указывают, что действующие механизмы борьбы с беспилотниками не рас- пространяются на объекты совместной эконо- мической деятельности, расположенные, например, на шельфе Каспийского моря. Поэтому в подобных вопросах, которые одно- временно затрагивают экономические интересы нескольких государств, необходимо выстраива- ние общей системы обеспечения защиты объ- ектов. В этой связи чрезвычайно важно единое концептуальное видение актуальных задач по обеспечению безопасности, и прежде всего формирование правового механизма, направ- ленного на предупреждение и пресечение тер- рористических актов с применением беспилот- ных аппаратов. Конструктивные предложения 6 В развитие инициатив Контртеррористического управления ООН в целях эффективного проти- водействия попаданию беспилотных аппаратов в руки международных террористических орга- низаций Антитеррористический центр СНГ предлагает следующее: 1. Дополнить законы о силовых ведомствах положениями, регламентирующими примене- ние оружия и специальных средств для борьбы с БПЛА, используемыми в противоправных целях. 2. Разработать эффективные системы контроля за малоразмерными объектами в воздушном пространстве в местах массового скопления людей и над объектами особой важности. 3. Продвигать на национальном уровне и в рамках СНГ правовые решения об обяза- тельной маркировке и иных способах иденти- фикации беспилотных летательных аппаратов. Необходимо, чтобы вопросы, связанные и с применением БПЛА, и противодействием их применению террористическими организация- ми, решались широко и комплексно. АТЦ СНГ готов к совместной работе по рассматриваемой проблематике. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2020 БАС. АНТИДРОН Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 59 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Редакция советует В статье даны прогнозы развития мирового рынка беспилотных летательных аппаратов, описаны приоритетные способы защи- ты от дронов и принципы формирования соответствующего правового механизма. Технические решения для обеспечения без- опасности объектов от угроз применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) представляет ООО "Рубеж-инжиниринг". 5 См. : Воздушный кодекс Республики Беларусь, закон Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", Воздушный кодекс Киргизской Республики, Воздушный кодекс Российской Федерации, положение о порядке эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Республики Узбекистан. 6 Новиков А.П. Оценка террористических угроз для государств Содружества на современном этапе. Прогноз развития обстановки в 2020 году. // Сборник материалов ХIII Совещания руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ (Москва, 18 – 19 февраля 2020 г.). М., 2020. С. 15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw