Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2020

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 68 С амые разные сервисы все активнее внед- ряются в нашу жизнь, и мы с удоволь- ствием ими пользуемся. Например, в 2018 г. в Москве был сосредоточен самый большой в Европе каршеринг-автопарк. Все более вос- требованными становятся услуги аренды квартир, складов. Во многих городах откры- ваются коворкинги, куда можно прийти поработать и воспользоваться Интернетом за определенную плату. Происходит постепен- ное изменение парадигмы поведения: чем меньше мы владеем чем-либо, тем мы более свободны в своей жизни. Мы избавлены от забот о хранении, обслуживании, страхова- нии, уплате налогов, ремонте и т.д. Эта же парадигма проявляется и в области систем безопасности. Облачный бум Впервые термин SaaS (Software as a Service) появился на Западе и перекочевал в Россию с названием "облачный сервис". Существует огромное количество сервисов, облегчающих жизнь компаниям, которые могут заказать ту или иную услугу, закладывая ее в бюд- жет как операционные расходы. Например: 1. Поведенческая аналитика. Анализируя, что люди делают на сайте, можно изучить их пове- дение на каждом этапе. 2. Бухгалтерский учет. Все больше компаний отдают эту услугу на аутсорсинг. 3. CRM (Customer Relationship Management). Системы управления взаимоотношениями с клиентами. 4. ERP (Enterprise Research Planning). Планиро- вание ресурсов предприятия. 5. Хостинг. Модель СКУД как услуги Всем хорошо знакома классическая модель системы контроля и управления доступом: счи- тыватель, интерфейсный модуль контроля, кор- поративный сервер, рабочие места (бухгалте- рия, охрана, бюро пропусков и т.д.). В модели СКУД как услуги (Access Control as a Service) внутренняя архитектура остается прежней, а считыватели и серверная часть переходят в облако. Традиционных рабочих мест, как в классической модели, в этом случае нет. Каждый пользова- тель может с любого места, где есть Интернет, подключиться к облаку и получать соответ- ствующие данные. По сути, это новый характер взаимоотноше- ний "потребитель – поставщик", где обслужи- вание передается сторонней организации, которая: l отслеживает работоспособность и устраняет ошибки; l обновляет ПО; l хранит на своем сервере данные о событиях. Преимущества от использования этой моде- ли получают, прежде всего, конечные заказ- чики: l отсутствие необходимости установки про- граммного обеспечения на свой сервер и каждое рабочее место; l поддержка и обновление сервиса становятся исключительно задачей разработчика; l платформенная независимость; l подключение к Интернету необходимо только для изменения настроек; l возможность работы СКУД без компьютера на объекте, нет необходимости устанавливать рабочее место; l централизованное управление несколькими объектами; l работа из любой точки мира. Инсталляторы тоже видят ряд плюсов: 1. Отсутствие установки и необходимости настройки программного обеспечения. 2. Доступный монтаж СКУД на объектах, где установка компьютера невозможна или нерен- табельна. 3. Возможность избежать прокладки дополни- тельных сетей. август – сентябрь 2020 www.secuteck.ru Сергей Гордеев Региональный менеджер по продажам в России и СНГ компании HID Global Рис. 1. Услуги SaaS Рис. 2. Архитектура классической СКУД ACaaS: парадигма сервисных моделей в СКУД Хотя рынок систем контроля и управления доступом (СКУД) – сфера довольно кон- сервативная и революционных изменений здесь не происходит, мы наблюдаем эво- люцию в сторону повышения безопасности технологий идентификации, рост числа интегрированных систем с распределенной филиальной структурой и поддержкой широкого списка оборудования ведущих мировых производителей. Глобальные про- цессы, происходящие в мире, такие как цифровизация, развитие IoT, искусственного интеллекта, естественно, оказывают влияние на развитие этой отрасли. Одна из таких тенденций – организация контроля доступа по сервисной модели (Access Control as a Service, или ACaaS, – контроль доступа как услуга)

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw