Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2020

К ак известно, нормы пожар- ной безопасности, при всей их развито- сти и самодостаточ- ности, не существуют в отрыве от объекта строительства или от общих вопросов без- опасности. Поэтому наряду с противопо- жарными нормами мы видим картину парал- лельного развития строительных норм (своды правил Минстроя), а также регламентов в области безопасности зданий и сооружений (384-ФЗ). При этом строительные нормы (с включенным в них разделом пожарной без- опасности) могут, например, опередить нормы МЧС для каких-то определенных типов объектов. На своем пути развития разные нормативы иногда пересекаются, к примеру, на этапах проектирова- ния объектов, в некоторых случаях вступая в про- тиворечия в силу недостаточной синхронизации деятельности разработчиков из разных ведомств. В последнее время, возможно, под влиянием "регуляторной гильотины", наблюдается неко- торое смягчение позиций заинтересованных сторон в спорных вопросах сфер и приоритетов нормативного влияния, увеличивается взаимо- обмен проектами нормативов между профиль- ными техническими комитетами на уровне как первых редакций документов, так и экспертизы окончательных редакций. Однако ситуация пока далека от идеальной, поэтому для ее даль- нейшего исправления важно участие профес- сионального сообщества, особенно на этапе публичного обсуждения вновь разработанных норм или предлагаемых изменений. В июле 2020 г. на сайте Минстроя России были опубликованы для публичного обсуждения 19 сводов правил, планируемых к пересмотру, с внесением изменений, значительная часть кото- рых прямо или косвенно затрагивает вопросы применения пожарной автоматики. В частности, в СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01–2003 Отопле- ние, вентиляция и кондиционирование воздуха" и СП 145.13330.2012 "Дома-интернаты. Правила проектирования" все требования пожарной без- опасности, которые ранее находились в разных параграфах, уточнены, расширены и сведены в один раздел. В новой редакции СП 146.13330.2012 "Геронтологические центры, дома сестринского обслуживания, хосписы. Пра- вила проектирования" в аналогичном разделе расширены ссылки на своды правил по проекти- рованию пожарной автоматики, учтены помеще- ния для проведения религиозных обрядов. В СП 158.13330.2014 "Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирова- ния" вводятся требования к алгоритму управления противодымной вентиляцией в зонах пожарной безопасности на этапе перемещения людей в зону безопасности и этапе ожидания людьми пожарных подразделений. В СП 160.1325800.2014 "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования" появляются требования наличия систем пожаротушения и противодымной венти- ляции в помещениях, примыкающих к атриумам. В изменениях к СП 247.1325800.2016 "След- ственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" предусматри- вается электроснабжение по первой категории устройств пожарной сигнализации, пожарных насосов, противодымной вентиляции в аварий- ном режиме от дизельной электростанции, при этом на время запуска дизельной электростанции для электропитания этих электроприемников сле- дует предусматривать агрегаты бесперебойного питания. Отдельным помещениям СИЗО присвое- ны классы функциональной пожарной опасно- сти Ф1.1, Ф1.2, при этом сигнал о возникно- вении пожара должен дублироваться на при- емно-контрольный прибор подразделения ведомственной пожарной охраны без участия персонала СИЗО. СП 257.1325800.2016 "Здания гостиниц. Правила проектирования" в части тре- бований пожарной безопасности изменений не предусматривает, в то же время в нем сохраняется специфическое требование управления система- ми противопожарной защиты с одного централь- ного пульта управления. СП 267.1325800.2016 "Здания и комплексы высотные. Правила проекти- рования", СП 379.1325800.2018 "Общежития и хостелы. Правила проектирования" в части требо- ваний пожарной безопасности принципиальных изменений не претерпели, а СП 417.1325800.2018 "Здания железнодорожных вокзалов. Правила про- ектирования" дополнен нормой проектирования помещений религиозного назначения на вокзалах. В заключение обзора хочется выразить надежду, что профессиональное сообщество не осталось в стороне и приняло участие в публичном обсуждении столь значимых сводов правил, подготовленных членами ТК 465 "Строительство". n Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Эволюция противопожарных требований в нормативах Минстроя России О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 89 www.secuteck.ru август – сентябрь 2020 Обеспечение пожарной безопасности подорожает Т ак считает 82% участников всероссийского исследования о влиянии новых норматив- ных документов на затраты компаний, которые обслуживают системы пожарной безопасности. Исследование "Влияние основополагающих нормативно-технических документов, уста- навливающих общие технические требова- ния и методы испытаний к системам и сред- ствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, на экономические затраты специализированных обслуживаю- щих организаций" организовала и провела компания Okdesk. Оно приурочено к первой версии новых национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, Федерального закона от 22 июня 2008 г. №123-ФЗ и постановления Правительства РФ от 30.12.2011 №1225. В рамках исследования был проведен опрос представителей руководящего соста- ва организаций, которые занимаются тех- ническим обслуживанием и ремонтом систем и средств обеспечения пожарной безопасности. 82% опрошенных считают, что из-за новых национальных стандартов возрастут трудо- затраты компаний на техническое обслужи- вание, ремонт и проведение испытаний на работоспособность систем и средств обес- печения пожарной безопасности зданий и сооружений. 79% респондентов склоняются к точке зрения, что количество регламентных работ на объектах заказчиков увеличится. При этом более 63% участников опроса полагают, что трудозатраты возрастут на заполнение журнала регистрации технического обслуживания. По мнению 45% респондентов, количество инцидентных работ останется прежним. При- мечательно, что больше 10% опрошенных счи- тают, что количество инцидентных работ умень- шится. Никто из респондентов не считает, что нововве- дения приведут к снижению стоимости догово- ров обслуживания систем и средств обеспече- ния пожарной безопасности. Напротив, 72% из них полагают, что средняя стоимость договоров возрастет. 63% респондентов склоняются к точке зрения, что количество специализированных обслужи- вающих организаций сократится после вступле- ния нововведений в силу. n Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw