Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2021
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 104 Т ерроризм – один из наиболее жестоких методов борьбы, применяемых различными группами и сообществами, на почве расового, религиозного, идеологического, политического несогласия с общепринятыми моральными и человеческими нормами взаимоотношений. При этом ни один террористический акт невоз- можно считать менее страшным, так как в боль- шинстве случаев это атаки против мирного населения, несмотря на возможные различия в количестве пострадавших. Террористические атаки на улице Гурьянова в Москве, вторжение боевиков в Буденновск, захват заложников в Беслане и театральном центре "На Дубровке", взрывы на станциях мет- рополитена – лишь малая доля из того, с чем пришлось столкнуться государственным инсти- тутам и гражданскому населению России. Эти вызовы привели к тому, что на уровне госу- дарственного управления были приняты опре- деленные решения, которые, в свою очередь, способствовали формированию законодатель- ства и нормативных правовых актов, направ- ленных на структурирование работы государст- венных органов и органов местного самоуправ- ления по борьбе с терроризмом, разграниче- нию соответствующих полномочий, обязанно- стей и ответственности на определенных этапах данной деятельности. Текущая законодательная база Основополагающим законодательным актом в сфере борьбы с терроризмом является при- нятый 6 марта 2006 г. Федеральный закон № 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Он конкретизирует понятийный аппарат, нормы правового регулирования в сфере борьбы с тер- роризмом, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пред- отвращения террористических актов, а также закрепляет механизм привлечения Вооруженных сил РФ к контртеррористическим операциям. Так, в соответствии с указанным федеральным зако- ном определено, что терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или между- народными организациями, связанные с устра- шением населения и (или) иными формами про- тивоправных насильственных действий. При этом противодействие терроризму заклю- чается в том числе в деятельности органов госу- дарственной власти, органов местного само- управления, физических и юридических лиц по предупреждению, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических атак. Во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" начи- ная с 2014 г. по представлению органов госу- дарственной власти принято около 33 поста- новлений Правительства РФ, утверждающих требования к антитеррористической защищен- ности объектов различной ведомственной при- надлежности. Отдельно следует отметить, что с учетом соци- ально-экономической значимости для госу- дарства, общества и населения транспортной и топливно-энергетической отраслей на уровне законодательства были приняты отдельные законодательные акты (федеральные законы от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергети- ческого комплекса"), регулирующие вопросы обеспечения безопасности в указанных сферах. Исходя из приведенного выше списка, можно отметить, что соответствующие органы госу- дарственной власти в рамках реализации госу- дарственной политики и своей компетенции выполняют возложенные на них полномочия по борьбе с терроризмом. Регулирование деятельности органов государственной власти по обеспечениюантитеррористической защищенности объектов Постановлением Правительства РФ от 25 декаб- ря 2013 г. № 1244 утверждены Правила разра- ботки требований к антитеррористической защищенности объектов и паспортов безопасно- сти объектов, находящихся в ведении или уста- новленной сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и государственных корпораций. В целях проведения мероприятий по построе- нию системы антитеррористической защищен- ности на первоначальном этапе необходимо провести категорирование объектов, подве- домственных соответствующим ФОИВ. Учиты- август – сентябрь 2021 www.secuteck.ru Юрий Григорьев Старший научный сотрудник отдела разработки нормативно-методических документов ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии, майор полиции Ярослав Сорочинский Младший научный сотрудник отдела разработки нормативно-методических документов ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии Нормативное регулирование антитеррористической защищенности объектов с применением технических средств охраны В статье рассматриваются вопросы нормативного правового регулирования антитер- рористической защиты объектов, находящихся в сфере ведения органов государст- венной власти, в том числе с использованием инженерно-технических средств охра- ны, и необходимости гармонизации понятийного аппарата www.i1.wallbox.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw