Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 106 О бъекты транспорта нередко становятся средством достижения преступных и про- тивоправных целей лиц и организаций, пытающихся путем совершения антисоциаль- ных акций добиться удовлетворения имуще- ственных, политических, религиозных и иных целей, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней. Преступления террори- стического характера, как правило, отличают- ся тщательной подготовкой, изощренностью и, как показывают события последних лет, обра- щением к новым техническим средствам их совершения 1 . Наше государство выстроило систему мер по обеспечению транспортной безопасности, кото- рые каждый субъект транспортной инфраструк- туры (СТИ) обязан реализовать для защиты своих объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС). Одна из этих мер – создание или привлечение аккреди- тованного подразделения транспортной без- опасности, которое осуществляет всестороннюю физическую защиту ОТИ. Экономическая выгода В условиях мировой экономической нестабиль- ности многие транспортные предприятия, решая задачи по обеспечению безопасности, нередко ставят во главу угла экономическую выгоду. Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструкту- ры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. Ни одна страна мира не может себе этого позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая сни- зить ущерб от угроз в сфере транспортной без- опасности 4 . Привлекая ПТБ, каждый СТИ получает ряд пре- имуществ с точки зрения экономической выго- ды. Снимается финансовая нагрузка на: l формирование ПТБ, соответствующего требо- ваниям законодательства РФ (аккредитация в Федеральном дорожном агентстве); l подбор штатной численности (обеспечение необходимого резерва с учетом пандемии коронавирусной инфекции COVID-19), что потребует дополнительной работы от отдела кадров; l материально-техническое оснащение ПТБ (на каждого сотрудника – обеспечение перенос- ными приборами искусственного освещения, средствами радиосвязи, форменной и посто- вой одеждой); l материально-техническое оснащение сотрудников быстрого реагирования (ГБР): обеспечение спецсредствами каждого работника – наручниками, палками, элек- трошокерами, бронежилетами, защитными шлемами, средствами связи, носимыми портативными видеорегистраторами с функцией аудиозаписи для документирова- ния действий работников; l материально-техническое оснащение сред- ствами досмотра (ручной металлодетектор, портативный детектор паров и следов взрыв- чатых веществ); l материально-техническое оснащение экипа- жа ГБР (брендированные автомобили, единая форма и т.д.); l содержание отдельного структурного подраз- деления предприятия (фонд оплаты труда), что потребует дополнительной работы от эко- номической службы предприятия; l прохождение медицинских комиссий, обуче- ния, аттестации и переаттестации сил обес- печения транспортной безопасности; l обеспечение исполнения договора в форме банковской гарантии или внесения денежных средств на случай нарушения договорных обязательств. август – сентябрь 2021 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Подразделение транспортной безопасности, Смоленск Т ранспорт любого государства определяет облик экономического и соци- ального развития 2 и является одной из важнейших отраслей экономики и необходимым атрибутом нормальной жизни каждого человека 3 Привлечение подразделений транспортной безопасности к физической защите объектов Действующим законодательством РФ определена обязанность для каждого субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить защиту своего объекта силами подраз- деления транспортной безопасности (ПТБ). Однако законодатель все же наделяет транспортное предприятие правом выбора – создавать и аккредитовать свое ПТБ либо привлечь на основании договора стороннюю организацию с наличием необхо- димого обученного штата сотрудников и соответствующей лицензии. В статье рас- кроем достоинства и недостатки привлечения аккредитованного ПТБ и разберемся в различиях этого процесса с созданием собственного подразделения 1 Пестов Н.Н. Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34). С. 34–38. 2 Матюхин О.И. Проблемные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на объектах транспорта // Академическая мысль. 2021. № 2 (15). С. 143–145. 3 Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 5–12. 4 Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 114–116.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw